Примерное время чтения: 7 минут
278

Погибли 500 человек. 35 лет назад под Уфой столкнулись поезда-близнецы

Фотография с места катастрофы 1989 года.
Фотография с места катастрофы 1989 года. / Владимир Сварцевич / АиФ

4 июня в Омске почтили память погибших в крупнейшей железнодорожной катастрофе под Уфой, случившейся 35 лет назад.

В этой жуткой техногенной аварии погибло более 500 пассажиров, треть из них - дети. Различные виды травм и ожогов получили около 600 человек. Почти 130 омичей числятся в списке погибших.

О трагедии 35-летней давности в материале omsk.aif.ru.

Столкнулись поезда-близнецы

В ночь с 3 на 4 июня 1989 года на 1710 километре Транссибирской железнодорожной магистрали на перегоне Аша – Улу-Теляк в 900 метрах от трубопровода «Сибирь-Урал-Поволжье» взорвался газ, а пассажирские составы оказались в эпицентре взрыва.

Два пассажирских поезда «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск» сгорели в газовом облаке. Погибло 575 человек – из них 383 ребёнка и 86 членов поездных и локомотивных бригад; 623 пассажира получили тяжелейшие ожоги.

1710-й километр Транссибирской магистрали после катастрофы, 1989 год.
1710-й километр Транссибирской магистрали после катастрофы, 1989 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Именно после этой катастрофы на проездных билетах стали печатать фамилии пассажиров и учитывать каждого малыша в любом возрасте. А раньше детей до пяти лет не регистрировали в проездных документах.

В тот злополучный день ударной волной с ж/д путей было выброшено 11 вагонов, 7 сгорели полностью, а ещё 26 вагонов обгорели.

Крушение двух поездов-близнецов до сих пор считается самой массовой катастрофой в мире на железной дороге.

Место встречи – памятник

Траурный митинг у памятника жертвам катастрофы в сквере имени Лобкова рядом с омским железнодорожным вокзалом проходит ежегодно.

Омский памятник жертвам трагедии.
Омский памятник жертвам трагедии. Фото: Из личного архива/ Наталья Темник

Имена погибших семи омских проводников и 121 фамилия пассажиров увековечены в граните вокруг монумента.

В нынешнем году на митинге собрались ветераны и работники пассажирского вагонного депо Омск – те, кто хорошо помнят этот день, так как тогда работали на железной дороге.

Родственников погибших в той аварии в этот день в сквере Лобкова не наблюдалось. За день до годовщины они отправились на место трагедии близ Уфы. Там в 1992 году возвели восьмиметровый мемориал.

Однако среди собравшихся в омском сквере был 83-летний почётный железнодорожник, заслуженный работник транспорта России, бывший тогда начальником пассажирского вагонного депо, Владимир Ларин. Он не пропускает это мероприятие, лично знаком с родственниками погибших. После катастрофы долго помогал им, решал все вопросы, которые были связаны с установкой памятника.

Ларин первым дал указания встречать родственников, оказывать им помощь в приобретении билетов к месту катастрофы, работать с ними, успокаивать, фиксировать данные и сведения, записывать. Штаб разместили в ДК им. Лобкова – потому здесь после и организуют мемориал и установят памятник.

Почти 130 погибших омичей.
Почти 130 погибших омичей. Фото: Из личного архива/ Наталья Темник

«Мы столкнулись тогда с определёнными сложностями, - рассказывал на одном из прошлых митингов Владимир Ларин. -  Но нам помогли, церковь в том числе. В той страшной трагедии, которая произошла в прошлом веке, погибли люди, это невосполнимая утрата для близких.

Семеро проводников в этих списках. Как руководитель предприятия, я пытался сгладить удар, который нанесла злая судьба. Не смог решить всех проблем. Материально мы помогли им, но семьи оказались не готовы внутренне это пережить. Катастрофа стала трагедией всей жизни». 

Автором омского монумента в память жертвам техногенной катастрофы стал Анатолий Цымбал. В центре памятника скульптура женщины, что бережно обнимает двоих детей. Памятник был установлен при содействии Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги и Омской ассоциация жертв уфимской трагедии.

Крайний справа Владимир Ларин.
Крайний справа Владимир Ларин. Фото: Из личного архива/ Наталья Темник

Есть ли жизнь после трагедии?

Существует несколько версий катастрофы. Одна из основных - утечка газа из трубопровода как результат повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, то есть за четыре года до катастрофы.

Судебное разбирательство шло шесть лет, было предъявлено обвинение по ст. 215 ч. II УК РСФСР. Были осуждены девять человек. Максимальная мера наказания – пять лет лишения свободы.

Есть и другая версия. За три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе, что является показателем утечки – но никто на это не отреагировал. Машинисты проходящих поездов предупреждали диспетчерскую о стойком запахе газа на этом участке, однако их словам не придали особого значения.

Все эти годы к месту катастрофы ездят три брата – все они дети погибшей пионервожатой Таисии Мунгаловой из села Бологое Русско-Полянского района Омской области.

4 июня 2024 года. Омск.
4 июня 2024 года. Омск. Фото: Из личного архива/ Наталья Темник

В далёком 1989 году старшему сыну Таисии Дмитрию было 18 лет. Он ехал с ней на этом же поезде до Исилькуля и вышел. А Таисию и её воспитанников поезд повёз дальше.

Среднему Павлу было тогда 14 лет, а самому младшему Мише только четыре года.

«Мама была активная, всё успевала. И с ребятами в кружках позаниматься, и обед сварить, и корову подоить», - рассказывал Дмитрий корреспонденту несколько лет назад. И без сомнения сейчас с Павлом и Михаилом он находится у мемориала на месте катастрофы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах