Спикеры ответили на волнующие родителей вопросы: с какого возраста стоит отдавать ребёнка в детский сад, что должны уметь дети, собирающиеся в учебное заведение, и как пережить новый жизненный этап без потрясений.
Идём в ясли
Когда стоит отдавать ребёнка в детский сад - в три года или в полтора? Специалисты расходятся во мнениях.
«Вопрос возраста индивидуален. Для кого-то - три года, для кого-то полтора. Очень многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его психологической и социальной зрелости, - рассказывает директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Екатерина Орлова. - «Наша система образования сейчас предусматривает первой ступенью в подготовке к школе службу ранней помощи (это целая сеть организаций, более 300 пунктов по Омской области). Они работают с детьми от двух месяцев до трёх лет: повышают педагогическую грамотность родителей, оценивают возможности ребёнка, дают рекомендации, организуют специальные занятия с семьёй».
Однако доцент кафедры педиатрии ОмГМУ к.м.н. Светлана Артюкова убеждена, что «детей в ясли стоит отдавать только от отчаяния». Она настаивает на том, чтобы дети шли в сад в три-четыре года, пройдя этап социализации с близким взрослым и освоив навыки, характерные для младенчества и раннего детства: предметная деятельность, формирование речи, мышления, восприятия окружающего мира и обращённой к ним речи, усвоение системы социальных правил.
Стоит понять, что ребёнок будет болеть. Дети идут в сад в возрасте, когда их иммунитет только стартует, и без инфекционных заболеваний не обойтись. Ненормальным считается, если ребёнок болеет каждые две недели, до шести-восьми раз в год - вариация нормы.
За два-три месяца до поступления в садик необходимо пройти дополнительный медицинский осмотр невролога, детского хирурга, ортопеда, отоларинголога, окулиста, стоматолога, психиатра и получить заключение педиатра. Дети сдают анализы мочи и крови, проходят исследование на гельминты. Хорошо бы к этому моменту завершить план профилактических прививок.
«Незавершённый календарь не является противопоказанием для принятия в дошкольное учреждение, но лучше идти в детский сад защищёнными. Практически все ясельники - часто болеющие дети; те, кто идёт сразу в сад, как правило, болеют реже», - говорит педиатр.
Цель должна быть одна: адаптироваться к новым социальным условиям, остальное - дополнительная нагрузка для малыша. Поэтому к поступлению в дошкольное учреждение дети должны уметь проситься на горшок, самостоятельно засыпать, раздеваться и одеваться, просить о помощи (то есть иметь развитую речь на базовом уровне), быть приученными самостоятельно есть пищу, которая будет в садике.
За несколько месяцев до прихода в сад рекомендуется выстроить дома приближенный к дошкольному учреждению режим дня. График адаптации должен быть гибким: нельзя оставлять ребёнка сразу до обеда или вовсе на целый день.
Чему научить заранее?
Для выпускников детского сада в сентябре начинается новый этап - школа. Подготовка к ней - это не покупка тетрадей и ранца, это целый комплекс умений и навыков, которые должны гармонировать друг с другом. Зачастую специалисты и родители понимают этот вопрос однобоко, делая акцент только на знаниях.
«Очень мало внимания уделяется коммуникативной, эмоционально-волевой готовности, которая складывается на протяжении всей жизни ребёнка», - говорит Екатерина Орлова. – «Если говорить о психологически грамотной подготовке, это в первую очередь формирование в дошкольном возрасте игровой деятельности. Именно в игре ребёнок учится соблюдать правила, договариваться, общаться со сверстниками и выстраивать коммуникацию. Умение считать до 20-ти и знание английского языка, но отсутствие навыка переобуться и переодеться - это не подготовка к школе. Ребёнок должен быть самостоятельным и способным при необходимости попросить помощи у учителя, договориться с одноклассниками».
Специалисты также делают акцент на том, что будущему первокласснику следует знать правила поведения в общественных местах и на улице, потому что школа - это другая, новая для них территория со своими правилами.
«Ребёнок должен уметь сидеть за партой 30 минут: концентрировать внимание, слушать и воспринимать, работать в темпе учителя. В остальном, скажу по своему опыту, знания будущему первокласснику нужны элементарные: о себе, о родителях, об устройстве окружающего мира, базовые навыки счёта и, главное, развитая речь (умение составлять предложения)», - объясняет учитель начальных классов СОШ № 24 Светлана Чупахина.
Выбор за родителями
Нередко на предварительных собраниях в школе к будущим первоклассникам выдвигают ряд требований. Законно ли это?
По закону об образовании нет никакого перечня требуемых навыков. Приём в первый класс не должен осуществляться на конкурсной основе, следовательно, если ребёнок живёт на закреплённой за школой территории и в ней есть свободные места, оснований для отказа быть не может.
Однако существует много желающих поступить в лицеи и гимназии, поэтому, предлагая «неофициальные» вступительные испытания, администрация искусственно сокращает количество кандидатов. Нужно ли ребёнку с первого класса учиться в школе с углублённым изучением отдельных предметов - вопрос спорный.
Наталья Зигунова, мама 8 детей, младший из которых в этом году идёт в первый класс, считает, что такое решение - чаще всего амбиции родителей.
«Мне всегда говорили, что школа должна быть в шаговой доступности, ведь поездки до неё для первоклассника - дополнительный стресс. После 4-го класса уже можно принимать решение о переводе, а хорошую базу можно получить в любой школе. Единственное, мы, родители, должны понимать, к какому учителю лучше отдать ребёнка», - говорит многодетная мать.
Чтобы понять степень готовности ребёнка к садику или школе, омичи могут обратиться за бесплатной консультацией к специалистам Центра психолого-медико-социального сопровождения по единому номеру: 32-35-90.