aif.ru counter
233

Особая культура – сибиряки. Освоение края велось руками коренного населения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Аиф в Омске 24/10/2018 Сюжет Омская семья
Дети осваивают ремесло и стрельбу из лука.
Дети осваивают ремесло и стрельбу из лука. © / Центр военной реконструкции "Служилые люди Сибири - кованая рать"

В России существует множество клубов, в которых увлечённые люди изучают историю, реконструируют события, принимают участие в ролевых постановках. Это присуще и омскому центру, но всё же у «Служилых людей Сибири» есть то, что делает его уникальным.

Глава организации Василий Минин рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», как происходило завоевание Сибири, кто такие сибиряки и в чём отличие патриотического воспитания от воспитания идентичности.

От фэнтези к истории

Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Василий, вы много лет занимаетесь исторической реконструкцией. Откуда взялось это увлечение?

Василий сам мастерит костюмы, доспехи и оружие.
Василий сам мастерит костюмы, доспехи и оружие. Фото: Центр военной реконструкции "Служилые люди Сибири - кованая рать"

Василий Минин: Всё началось с Дж. Р. Толкиена. Мой дедушка, историк по профессии, познакомил меня с творчеством этого писателя, и я, что называется, пропал. Мне было 18 лет, когда я в первый раз пришёл в парк Победы на «ролёвку». Потом были поездки на игры и фестивали. Сам мастерил доспехи и оружие. Когда вырос, вызвала интерес тема исторической реконструкции. Начал ездить на военно-исторические фестивали, турниры. Сначала это были бугорные бои (стенка на стенку. - Ред.) с использованием затупленного холодного оружия и в доспехах. Потом стала интересна научная составляющая этого всего. В итоге был открыт клуб «Кованая рать», который постепенно дорос до Центра военно-исторической реконструкции «Служилые люди Сибири». Мы занимаемся изучением и популяризацией истории Омского региона.

- Сначала вы создали клуб «Кованая рать»…

- Это долгая история. Сначала была группа «Великая степь». Она существовала несколько лет. Нам было по 19, когда мы её создали, особо не понимая, зачем. Потом она закрылась, вместо неё возникла «Кованая рать». Это случилось уже после окончания вуза. Название «Служилые люди Сибири» появилось шесть лет назад, когда окончательно оформилась идея заниматься региональной историей. От изначальной группы единомышленников осталось всего два человека.

- В каком вузе учились?

- Как и отец, и дядя, я окончил худграф ОмГПУ, точнее - факультет искусств, получил специальность учителя декоративно-прикладного искусства.

В мастерской ребята учатся вязать кольчуги.
В мастерской ребята учатся вязать кольчуги. Фото: Центр военной реконструкции "Служилые люди Сибири - кованая рать"

- Это помогает в вашей деятельности?

- Я, собственно, и работаю по своей профессии. В центре одно из направлений деятельности - ремесло. Дети учатся работать с металлом, деревом, текстилем, кожей. Лично я занимаюсь в лаборатории обработки металла. Другое направление - изучение истории.

Право на культурное наследие

- Помимо развития практических умений у детей, вы занимаетесь патриотическим воспитанием. Или всё же воспитанием региональной идентичности?

- Существует три типа идентичности: семейный, региональный и государственный. Институт семьи действует - семейные ценности детям худо-бедно, но прививаются. На уровне государства тоже всё хорошо, а региональный компонент провисает. Поэтому и появилась идея создания Центра военно-исторической реконструкции. В Омской области региональной историей занимаются только учёные, мы не знаем свою малую родину, и это плохо. К примеру, в Ханты-Мансийском автономном округе есть региональный учебник истории. В Омской области такого нет.

Такие доспехи были на служилых людях в эпоху завоевания Сибири.
Такие доспехи были на служилых людях в эпоху завоевания Сибири. Фото: Центр военной реконструкции "Служилые люди Сибири - кованая рать"

- Почему выбрали период завоевания Сибири? Ведь в истории были события не менее интересные…

- Во-первых, это был поиск себя. Никто и никогда не рассказывал, кто мы, что мы, зачем мы, кто такие сибиряки. Ведь жители Сибири - это особый культурный феномен, они на культурном и ментальном уровне серьёзно отличаются от всех остальных. А осознать себя хотелось. Изучение истории мне дало ответы на многие вопросы.

- Какие они - сибиряки? Чем отличаются от остальных?

- Основной фактор, который нас отличает, - это универсализм. Сибиряк может всё. Этому способствовали условия жизни:  сложный резко ­континентальный климат, огромные территории, малая заселённость привели к тому, что сибиряк приучен полагаться только на себя и свои силы. Это дало и отрицательные черты, например, некоторую хамоватость, потому что, когда ты встречаешься с кем-то, сначала проверяешь человека на прочность и потом только начинаешь с ним общаться.

Благодаря универсализму сибиряки успешны в жизни. У них нет барьеров в голове, они способны взяться за совершенно новую задачу, не свойственную им в прошлом, решить её и двигаться вперёд.

Пушка не музейный экспонат, из неё можно стрелять.
Пушка не музейный экспонат, из неё можно стрелять. Фото: АиФ/ Николай Кривич

- Тем не менее многие сибиряки уезжают покорять европейскую часть России, а то и другие страны, и остаются там навсегда.

- Проблема миграции актуальна для нашего региона, но в её основе лежит не экономическая причина. Беда в отсутствии идентичности на осознанном уровне. Люди перестали ощущать себя сибиряками. Нужно вновь ощутить себя хозяевами этой земли, воспользоваться, как говорят дипломаты, правом на культурное наследие.

- Если брать период освоения Сибири, то, с одной стороны, были служилые люди, а с другой - коренное население…

- Из коренного населения в основном здесь жили татары, финно-угоры и монголы. Существует стереотип, что Сибирь осваивали исключительно казаки. Они, конечно, были первыми, но непосредственно строительством городов и созданием того, что есть, занимались служилые люди, в число которых входили бояре и боярские дети, дьяки и пр., самая большая категория - это служилые татары. Также след в истории оставили пленные литовцы. По большому счёту освоение, присоединение Сибири велось руками местного населения. Здесь была война всех против всех, и московиты, придя в Сибирь, это быстро поняли и использовали. Поэтому не нужно удивляться, что в нашем менталитете очень много от коренного населения.

Левушки не хуже парней стреляют из лука.
Девушки не хуже парней стреляют из лука. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Не только романтика

- Какие навыки прививаете своим воспитанникам? Увидев воссозданные вами и вашими единомышленниками баталии, дети загораются. Они приходят к вам за романтикой - костюмами, доспехами. С чем они сталкиваются в реальности?

- Мы преследуем несколько задач. Первая - воспитываем региональную идентичность. Ребята, занимаясь военно-исторической реконструкцией, принимая участие в фестивалях, погружаются в тему, сопереживают своим персонажам. На адреналине, душевном подъёме они осознают себя причастными к историческим событиям. Таким образом выстраивается связь поколений.

Вторая очень важная задача - обучение историческому анализу. Сейчас огромное количество информации в Сети, и не только, но она в большинстве своём некорректна. Поэтому учим детей отличать фундаментальный источник от однодневки, проводить какие-то параллели, самостоятельно делать выводы.

Третья задача - развитие таких умений, как фехтование и стрельба из лука. Всё это помогает в обычной жизни стать более успешным.

- К вам идут в основном мальчишки?

- Нет. Как появились качественные луки, так пошли и девочки. Сейчас соотношение примерно 50 на 50. Пять лет назад были только парни.

- К вам ходят семьями?

- Да, такое бывает, правда редко. Семейное единение, когда у родителей и детей есть общее дело, удивляет, хотя с таких семей стоит брать пример.

Экскурсия по Барабинскому острогу интересна не только детям, но и взрослым.
Экскурсия по Барабинскому острогу интересна не только детям, но и взрослым. Фото: АиФ/ Николай Кривич

- Будете обучать детей верховой езде?

- Это очень дорого. Мы предоставляем образовательные услуги бесплатно, работа ведётся за счёт грантов и субсидий. Благодаря этому к нам могут ходить дети из малообеспеченных семей. При других условиях они вряд ли бы пришли заниматься исторической реконструкцией. Если открывать конное направление, нужно делать его элитным, а это нарушит внутреннюю структуру организации - я этого не хочу. Если нам пойдут навстречу, появится дополнительное финансирование, будет здорово. Конечно, умение держаться в седле необходимо, так как у нас конный регион - лесостепь и степь, и многие виды традиционной деятельности связаны с верховой ездой. Но пока у нас есть то, что есть.

- До недавнего времени у центра не было своего помещения. В связи с тем, что оно появилось, какие открываются перспек­тивы?

- Центр был создан как комплексная площадка. Сейчас у нас есть возможность проводить сложные военно-исторические опыты, принимать участие в проектах экспериментальной археологии, соз­давать эталонные коллекции костюмов и оружия. Военно-историческое направление как таковое появляется в тот момент, когда делаются комплекс­ные реконструкции костюмов, оружия, всё это публикуется и тиражируется. За популярными направлениями «Викинги», «Самураи» и прочими стоят учёные, которые когда-то раскопали информацию и артефакты, очистили, изучили, реконструировали, а художники и писатели творчески переработали и запустили в жизнь.

Сибиряки достойны того, чтобы о них заговорили в мире. Сейчас у нас появилась возможность воспитывать ребят - будущее поколение, которое всерьёз увлечётся реконструкцией и будет это развивать на научной основе. Мы уже сотрудничаем с академией наук, археологами, музеями, благодаря чему можем получить доступ к историческим артефактам для изучения. В перспективе хотелось бы вырасти до признанной научно-практической площадки.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах