aif.ru counter
Ольга Коробова 487

ОНПЗ с новой стороны: как на омском нефтезаводе заботятся об экологии?

На омском нефтезаводе продолжают внедрять технологии, которые помогают снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Новый блок на установке РОСК в процессе пусконаладки.
Новый блок на установке РОСК в процессе пусконаладки. © / Николай Кривич / АиФ

Журналистов омских СМИ пригласили в необычный пресс-тур. Специалисты Омского нефтеперерабатывающего завода не просто рассказали, а позволили «акулам пера» своими глазами увидеть новые объекты, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду. О том, как это было, - в материале «АиФ в Омске».

Невидимый огонь

Каждый из нас, проезжая мимо ОНПЗ, видел горящие факелы. Для чего они горят и не вредят ли природе?

Выяснилось, что факельная установка на нефтезаводе (омском или другом - неважно) предназначена для сгорания углеводородов в случае нештатной ситуации. До недавнего времени других технологий просто не существовало. Однако в прошлом году на Омском НПЗ была проведена масштабная реконструкция установки первичной переработки нефти АТ-9. Первичной - потому что поступившая с месторождения нефть начинает своё движение на переработку именно отсюда. Здесь её обессоливают и обезвоживают, делят на составные части - так называемые фракции. В свою очередь, фракции делятся на светлые и тёмные, и именно из светлых производится бензин.

В процессе реконструкции АТ-9 было применено несколько новейших технологических решений. Например, теперь здесь нефть разделяют на фракции в одной колонне вместо двух, как было ранее, и это повышает энергоэффективность и снижает эксплуатационные затраты. Так, количество потребляемой тепловой энергии на установке после реконструкции снизилось вдвое.


200 млрд рублей - объём инвестиций

в модернизацию до 2020 года.


«Также в числе эффективных и интересных новшеств на нашей установке можно назвать внедрение бессточной схемы, когда вода и нефтепродукты возвращаются в производственный цикл, - рассказывает Сергей Шмидт, начальник АТ-9. - Но самое важное - это, конечно, закрытая факельная установка».

На первый взгляд в этой огромной белой колонне с красными полосами никто не признает факел. Но когда подходишь непосредственно к  «трубе» и заглядываешь в специальное окошко, видишь: где-то на высоте в два человеческих роста горят огоньки. Это так называемый поддерживающий огонь - он горит на минимальном уровне в нескольких форсунках (всего их 665!). В случае необходимости на установке сработают все форсунки, чтобы нейтрализовать нефтепродукты. При этом нет ни шума, ни дыма, ни жара. Ожидаемый эффект от работы такой установки - уменьшение воздействия на окружающую среду на 72%.

«Таких установок закрытого типа в России всего три, - продолжает Сергей Владимирович, - на нашем нефтезаводе она первая. Высота её 54 метра, диаметр зоны горения - 16 метров. Сейчас на неё заведена только АТ-9, но в будущем к ней будут подключены другие установки».

По словам начальника АТ-9, с момента ввода в эксплуатацию в прошлом году факелу ни разу не пришлось разгораться на полную мощность во все свои 665 форсунок - таких аварийных ситуаций просто не было.

Журналисты завалили вопросами специалистов завода.
Журналисты завалили вопросами специалистов завода. Фото: АО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ»/ Денис Банников

Загнали и выпарили

Следующий пункт нашего тура – установка регенерации отработанной серной кислоты (РОСК). Зачем такое страшное вещество на нефтезаводе? Оказывается, серная кислота служит катализатором в процессе алкилирования.

«В прошлом году на блоке РОСК был смонтирован вакуумный выпарной аппарат, - рассказывает Виталий Фрайс, начальник установки. - Он предназначен для улавливания кислых стоков с последующим возвратом кислоты в установку РОСК. А вода будет перекачиваться на очистные сооружения».

Сейчас выпарной блок находится в процессе пусконаладки. До его ввода в эксплуатацию кислые стоки, имеющие в своём составе серную кислоту, сбрасывались в открытый бассейн нейтрализации, там обезвреживались с помощью щёлочи и потом уже утилизировались на очистных сооружениях.

«Проект реконструкции РОСК позволил повысить качество стоков, которые направляются на собственные очистные сооружения полного цикла, и сократить объём стоков, нуждающихся в доочистке на городских очистных сооружениях, - продолжает Виталий Вячеславович. - Кроме того, теперь полностью исключены испарения серной кислоты в атмосферу и, соответственно, будет минимально использоваться щёлочь, которая раньше была необходима для нейтрализации серной кислоты».

Чем ещё интересно новое оборудование? Сюда поступают сернокислые стоки, что ранее шли в бассейн, только здесь они выпариваются, соответственно, в них повышается концентрация серной кислоты, и она возвращается в производственный цикл. А очищенная вода - в систему оборотного водоснабжения.

Вода из пара

Последний пункт программы пресс-тура - блок оборотного водоснабжения. Многие из нас его видят, когда едут мимо любой ТЭЦ: огромные трубы, где пар, охлаждаясь, становится водой. В энергетике эти сооружения называются градирнями, в нефтепереработке их традиционно называют блоками оборотного водоснабжения (БОВ). В прошлом году был введён новый БОВ для двух установок – каталитического крекинга и блока дожатия водорода. Почему это важно для предприятия и экологии? Все мы понимаем: чем больше воды будет возвращаться в технологический цикл, то есть использоваться многократно, тем меньше её будет забираться из реки. Это и есть не что иное, как положительное воздействие на экологию региона.

А ещё вскоре на заводе начнётся строительство принципиально новых водоочистных сооружений. Они будут в разы меньше существующих. Их площадь сократится до 6 гектаров, а предприятие будет самостоятельно осуществлять очистку всех промышленных стоков до 98-99%. При таком подходе до 75%(!) воды будет возвращаться вновь на установки, то есть так называемая подпитка из реки снизится в два раза.

Вот на этом пункте и закончился наш пресс-тур. Мы увидели ОНПЗ с новой стороны, нас пустили туда, куда обычно не ступает нога журналиста. И, если честно, стали по-другому смотреть на этот огромный город под названием «Омский нефтезавод» - столько здесь ещё всего интересного, о чём непременно стоит рассказать нашим читателям.

КОМПЕТЕНТНО

Александр Винокуров

«По степени влияния на атмосферу Омска среди источников загрязнения главенствующее место занимает автомобильный транспорт. Доля загрязнения воздуха выхлопами автомобилей достигает 50%. Тенденция на увеличения этой доли обусловлена ростом автопарка во всех крупных городах, ужесточением российского природоохранного законодательства и модернизацией крупнейших предприятий. Омск исключён из списка наиболее загрязнённых городов страны, что в немалой степени является результатом эффективной экологической политики градообразующих предприятий. Омский НПЗ, к примеру, за последние годы на 30% снизил воздействие на окружающую среду при сопоставимом росте производства. Мы видим, что заданная динамика сохраняется и в ходе второго этапа модернизации предприятия. Также с 2016 года завод полностью перешел на выпуск бензинов класса Евро-5. Использование  нефтепродуктов с улучшенными экологическими свойствами позволяет уменьшать экологическую нагрузку автотранспорта на окружающую среду: улучшает эксплуатационные характеристики автомобильных двигателей, в разы сокращает содержание загрязняющих веществ  в выхлопных газах», - сказал Александр Винокуров, министр природных ресурсов и экологии Омской области.

Кстати
На ОНПЗ начато строительство нового парка сжиженных углеводородных газов. Автоматизированный терминал объёмом 2000 м3 заменит действующие технологические мощности. Новый объект спроектирован с учётом требований промышленной и экологической безопасности и будет оснащён современными системами автоматизации, диагностики и противоаварийной защиты.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как прикрепиться к медицинскому учреждению по месту жительства?
  2. Достаточно ли знака «инвалид» для парковки автомобиля на спецстоянке?
  3. Наказывают ли велосипедистов за нарушение ПДД?
  4. Как подготовить бизнес-план для участия в конкурсе?
Что вас не устраивает в работе городских маршрутных такси?