В преддверие форума в пресс-центре МРК-медиа состоялась презентация карты социальной активности омского бизнеса, которая появилась в результате крупного исследования Центра социального проектирования «Платформа» (Москва) и омской социологической компании «Делфи».
Социологи опросили 1000 жителей нашего региона и 30 омских экспертов, чтобы понять, как население воспринимает то, что делает для них бизнес (и делает ли вообще) и как то же самое понимают представили бизнеса, общественники, экологи, преподаватели высшей школы, бизнес-аналитики и медиасообщество. На основе этого исследования и появилась карта, которую представят на Инносибе.
Стоит любить город, в котором живешь
Хотя и говорят, что социологи не делают выводов, а лишь некий срез общества, цифры свидетельствуют сами за себя: омичи по-прежнему очень пессимистичны. Директор МА «Делфи» Евгения Климанова рассказала, что их агентство проводило опрос жителей. На вопрос, любите ли вы свой город, только 49% омичей ответили «да», 31% - «скорее да», 10% - «скорее нет», 8% - категорическое «нет». По сравнению с другими городами ситуация плачевная: 76% жителей Пыть-Яха на тот же вопрос ответили «да», 77% тольяттинцев любят свой город, 79% томичей так же нежно относятся к своей малой родине и целых 83% пермяков признаются в любви к городу.
Чем же так недовольны наши земляки, что хотят всячески отсюда уехать? На вопрос, чем они могли бы гордиться, 30% ответили – ничем. А вот 39% желали бы жить в благоустроенном и красивом городе. Вопреки мнению, что все бегут из Омска за высокой зарплатой, лишь 13% опрошенных её не хватает, то есть первопричиной отъезда из нашего города, по данным исследований, является всё же его неустроенность, некомфортность для жителей.
В то же время омичи по-прежнему надеются на кого-то, кто придёт и всё сделает за них, потому что на вопрос, готовы ли вы лично принимать участие, например, в волонтерских проектах, 42% ответили, что у них нет средств и времени. Те, кто занимается благотворительностью, прекрасно знают, что это не более чем отговорка: нет денег, всегда можно помочь участием, добрым словом, физической силой, в конце концов.
Власть должна вести за собой бизнес
Опрос омских экспертов был более обширен и проводился уже Центром социального проектирования «Платформа». Его генеральный директор Алексей Фирсов отметил, что это первая подобная работа, своего рода апробация проекта, целью которого было понять, что нужно сделать в Омске, чтобы он действительно стал пусть не социальной столицей, как его несколько лет назад пытались представить, но хотя бы неким пространством для социальной активности.
Опрошенные эксперты и рядовые жители Омска отметили, что многие компании занимаются социальными проектами, но при этом между ними огромный разрыв. Так, на первом месте стоит «Газпром нефть», которой отдали голоса 57% опрошенных, на втором Сбербанк с 33%, на третьем – «Омский бекон» с 31%.
Омичи отмечают как постоянную социальную работу бизнеса – то есть компании, чья деятельность существенно влияет на город, так и так называемых нишевых, которые занимаются поддержкой какого-то одного направления, а также эпизодических. Но все они нужны и важны для развития города. Не каждый готов и имеет возможность вкладывать миллиарды, как «Газпром» в реконструкцию омских улиц – Валиханова и Ленина, но омичи отметили даже небольшие кофейни, типа Skuratov, которые также преображают пространство вокруг, тем самым делая Омск более комфортным.
«Удивительно, что некоторые омские компании имеют огромные даже для масштабов страны инвестпрограммы, - говорит Алексей Фирсов, - но не все о них знают, а сами компании не всегда хотят делиться информацией, они закрыты. В рамках подготовки этого исследования мы обратились ко всем ключевым игрокам рынка, но далеко не от всех получили обратную связь. Компании вкладывают деньги, что-то делают, но не хотят об этом рассказывать, так как получают не всегда адекватный ответ на свои действия».
Что же происходит в результате? А как в старой доброй поговорке – кто в лес, кто по дрова. И целью всего этого исследования было помочь омичам сделать конкретные шаги к объединению. Например, создать некий «Социальный клуб Омской области», модератором которого, несомненно, должны стать представители власти. Они смогут собрать бизнес-сообщество и сообща решить, где им лучше приложить свои силы, в какую сторону двигаться. Даже, к примеру, объединить свои программы и фонды и что-то сделать совместно.
Новый глава региона как раз первоочередной своей задачей поставил остановить отток жителей из региона. И это исследование – готовый ключ к пониманию причин проблемы и намётки для путей её решения.