Примерное время чтения: 8 минут
195

Мгновения Роберта. В Омск привезли фильм о Рождественском

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ в Омске № 47 22/11/2023
Павел Меняйло рассказал омичам о своей работе.
Павел Меняйло рассказал омичам о своей работе. / Анна Шестакова / Министерство культуры Омской области

Корреспонденту omsk.aif.ru режиссёр-документалист Павел Меняйло рассказал о работе над фильмом, об экспедициях на оба полюса земли, мечте побывать в Австралии и о том, чем отличается художественное кино от документального.

Где-то есть город…

Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: От омичей о Роберте Рождественском всегда будет много вопросов: хотя он и не омич, но мы его себе «присвоили». Как много времени у вас ушло на создание фильма о поэте?

Павел Меняйло: Роберт Иванович - это человек - культурный код. Когда пытаешься разобраться - понимаешь, что он существует уже в наших генах. Вот молодые парни говорят: «Да мы знать не знаем, кто такой Рождественский! И поэзией не интересуюемся». Но они смотрят кино - и восхищённо произносят: «Да мы же знаем его!» Называют произведения, которые он написал, утверждают, что это здорово...

 А над фильмом мы работали два года: от идеи до премьеры.

- Что послужило стимулом к  его созданию?

- У нас есть хороший друг - Катя Рождественская, дочка Роберта Ивановича. Она попросила - мы сняли.

Афиша фильма. Фото: Из личного архивa/ Анна Шестакова

- Понравился ей фильм? Были дополнения, изменения, пожелания от неё?

- Есть две версии фильма.  Одну мы привезли в Омск, она нравится Кате больше. Люди говорят: это фильм про Рождественского, после которого хочется жить. При его просмотре плачут даже подростки.

- А знаете стихотворение Рождественского наизусть?

- Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.

Я тащил на усталой спине свой единственный крест.

Было холодно так, что во рту замерзали слова.

И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.

И разжёг я костёр на снегу.

И стоял. И смотрел,

Как мой крест одинокий

удивлённо и тихо горел…

А потом зашагал я опять среди чёрных полей.

Нет креста за спиной…

Без него мне ещё тяжелей.

«Люблю путешествовать»

- У вас есть удивительные фильмы. Как вы попали на полюсы? Я ещё понимаю - на Северный, он близко, но на Южный-то как удалось?

- С друзьями. Это были парашютные экспедиции - сначала на Северный полюс, куда меня позвали как режиссёра, затем в Антарктиду. Работал по принципу «один человек, одно кино». В таких экспедициях большая команда не нужна, я сам придумывал, сам принимал решение, сам снимал. А вообще я люблю путешествовать...

- Какие у вас ближайшие поездки? Есть планы, что будете снимать?

- В мае вместе с Александром Розенбаумом ездил по донским станицам, снимали фильм-путешествие о казачьем наследии. Интересное кино, понравится многим.

Сейчас запланированы две экспедиции - на Алтай и на Камчатку: снимаем фильм о новом камчатском аэропорте. Это потрясающая история, когда применяют новые технологии в строительстве, когда гигантский объект строится с машиностроительной точностью, когда у тебя стыкуются детали: все разные по форме и с точностью до миллиметра. Это просто захватывающе.

Фильм о Рождественском мы начинали без денег, потом на помощь пришёл Фонд культурных инициатив. Сейчас учимся и получаем гранты.

- Тоже омская история: у нас никак не могут достроить аэропорт…

Режиссёр с удовольствием общался со зрителями и с журналистами.
Режиссёр с удовольствием общался со зрителями и с журналистами. Фото: Из личного архивa/ Наталья Корнеева

- Как я понимаю, эти же люди говорили, когда я с ними общался, что они на следующий проект заходят в Омск - на вынос аэропорта за пределы города. Если это будут они - точно будет красиво.

- Вы ведь в Омске не первый раз…

- В 2009 году делал фильм «Город, где я. Омск», это была франшиза. Мы сначала сделали фильм «Город, где я. Новосибирск», потом появился «Город, где я. Омск», затем «Город, где я. Воронеж». И проект затих... Сейчас запускаю его по новой. Он будет немного другим.

- А есть ещё места на планете Земля, где бы вы хотели побывать?

- В Австралии.

- Есть перспектива?

- Слушайте, они удивительные люди: я дважды пытался получить визу в Австралию, но у меня ничего не вышло. При этом у меня был открыт «шенген», была американская виза.

«Квартирник у Маргулиса»

- В документальное кино вы не сразу пришли, а начинали с рекламы.

- Да, начинал с рекламы, есть огромный опыт корпоративного кино. Наша компания завоевала все возможные Гран-при в Каннах, Нью-Йорке. Взялись и за короткий метр, социальные проекты.

Сейчас появилась возможность дополнительного финансирования. Фильм о Рождественском мы начинали без денег, потом на помощь пришёл Фонд культурных инициатив. Сейчас учимся и получаем гранты.

Фильм с Розенбаумом снимаем на средства гранта Фонда культурных инициатив, на старте картина про трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Есть очень красивый проект о поэте Вознесенском, дважды  он подавался на грант, но не прошёл, хотя это вопрос к умению подавать заявки, а не к идее фильма.

- У вас большая команда? Она растёт, раз много задач новых появляется?

- Она разрослась, но не сильно, и мы перекочевали большей частью в Москву. Знаете «Квартирник у Маргулиса»? Это наш проект.

- У вас есть такой проект, где главный герой  не человек, а… трактор.

- Это коммерческий проект к 75-летию тракторного завода. Собственно, всю его концепцию можно в песенную строчку уложить. У Высоцкого есть такая, и я её очень люблю: «Я - «Як». Истребитель./  Мотор мой звенит. Небо - моя обитель. / Но тот, который во мне сидит,/ Считает, что он - истребитель».

Кормилец - это кто? Трактор или фермер? Там рассказчиком является трактор, и звучат голоса фермеров из 14 стран мира - Вьетнама, Никарагуа, Южной Африки, Норвегии и т. д. За первый месяц в интернете фильм получил более  2 млн просмотров с отзывами из серии: «Что за ерунда, 17 минут смотрел рекламу и плакал. Пойду поцелую свой трактор».

В мае вместе с Александром Розенбаумом ездил по донским станицам, снимали фильм-путешествие о казачьем наследии. Интересное кино, понравится многим.

- Вы технарь по образованию?

- Программист. Есть и педагогический опыт.

- Помогает?

- Педагогический? Наверное, да. У меня пятеро детей.

- Без чего не снять кино? В художественном есть замысел, должен быть какой-нибудь конфликт. А в документальном?

- Ключевое слово - кино. Документальное тоже художественное. Знаете, есть такая присказка, она мне очень нравится: в художественном кино режиссёр является богом, в документальном - Бог является режиссёром (сказал Альфред Хичкок. - Ред.).

ДОСЬЕ:
Павел МЕНЯЙЛО. Родился в 1962 году в Норильске. Режиссёр, сооснователь и творческий директор компании FREEMOTION GROUP, арт-директор кинокомпании LBL-PRODUCTION. Многократный обладатель наград ведущих мировых фестивалей корпоративного видео (US International Film and Video Festival, The Cannes Corporate Media TV Awards, Московский международный фестиваль корпоративного видео и др.). Живёт в Новосибирске.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах