О непредсказуемости событий в океане, своих впечатлениях, влиянии пандемии на маршрут и о том, во что преобразятся дневниковые записи команды, экипаж знаменитой яхты «Сибирь» по возвращении домой рассказал омским журналистам.
30 сентября завершилась крупнейшая российская парусная экспедиция «Сибирь-Антарктика-Сибирь», стартовавшая в июле прошлого года. Проект оказался символичным событием в истории нашего государства, поскольку отметил несколько круглых памятных дат – ровно 200 лет назад российскими исследователями была открыта Антарктида, 75 лет Великой Победе, 175 лет со дня создания Русского географического общества (РГО).
Миссия выполнима
За 15 месяцев плавания команда яхты «Сибирь» побывала в 17 государствах, провела множество встреч с соотечественниками и с жителями других стран, несмотря на наступающую на мир пандемию.
Историей живы будем
Одна из важнейших составляющих экспедиции – патриотическая направленность, распространение информации и напоминание о том, что исследователи именно нашего государства открыли Антарктиду 200 лет назад. Это приобретает особое значение во времена изменений географических названий в мире.
Интересный факт сообщили журналистам члены экипажа: когда первая российская антарктическая экспедиция открыла Антарктиду и ещё 30 островов той области, названия необитаемым землям дали, опираясь на свежие воспоминания о битвах в недавней войне с Наполеоном - «Бородино», «Малоярославец», «Березина». Острову Кинг-Джордж при открытии Фаддей Беллинсгаузен давал название «Ватерлоо» в честь места в Бельгии, где разбили войска Наполеона.
Сейчас РГО по инициативе президента РФ Владимира Путина как раз занимается тем, чтобы составить новый атлас не только Антарктиды, но и всего мира, где бы были восстановлены все названия, данные российскими первооткрывателями.
Экспедиция «Сибирь-Антарктика-Сибирь» несла просветительскую миссию. Рассказы о том, как в годы войны советскую Арктику защищали простые моряки, летчики, метеорологи, как омские геологи в кратчайшие сроки обеспечивали сырьё для строительства домов, заводов при эвакуации 12 млн человек на Урал и Сибирь, велись в Салехарде, Ханты-Мансийске, Омске, Тобольске и других городах.
На завершающем этапе плавания яхты «Сибирь» и «Жемчужина» возвращались вместе по Северу, и у экипажа «Жемчужины» возникла идея возложить венки в местах гибели советских судов в период Великой Отечественной войны. Действо происходило в водах Белого, Карского, Баренцева, Печорского морей.
Если с другом вышел в путь
В любой момент в океане может произойти всё что угодно, рассказывают моряки. Яхта совершенно одна, и ждать помощи в такие сроки, когда можно было бы спасти экипаж, бесполезно. Но бывают счастливые исключения. Однажды произошла поломка в устройстве яхты, но помощь пришла, и между экипажем судна «Академик Трёшников», который спас «Сибирь», и омскими яхтсменами завязались дружеские отношения.
«Если ожидания, которые были у меня перед выходом на этап, взять за 100%, то в реалиях вышло на 150% – намного шире и больше. Само возвращение на «Трёшникове» оказалось символичным, поскольку это же судно участвовало в выборе места и закладке станции «Беллинсгаузен». Мы познакомились ближе с людьми, которые занимаются научными исследованиями в Антарктиде, они живут экспедиционной жизнью. Соприкоснулись с зимовщиками станции. Это было очень интересно и познавательно», - делится впечатлениями второй помощник капитана Николай Терлеев.
Коронавирус тоже сыграл свою роль в этой экспедиции. В то время как «Сибирь» шла на «Академике Трёшникове», порты начали повально закрываться. Самостоятельно пойти яхта смогла только в Калининграде, откуда отправилась в Санкт-Петербург.
Уже дома команда вспоминает яркие события своего масштабного путешествия. Боцман «Сибири» Евгений Забродин рассказал о случае, который хорошо ему запомнился: «Когда происходят нестандартные ситуации, ты не обдумываешь, а просто делаешь, что положено. Самый запоминающий момент для меня, когда мы пришвартовались у станции «Беллинсгаузен», и подул восточный ветер. С залива погнало лед. Мы стояли на вахте и видели, что большая льдина шла на судно. Дело в том, что наша яхта деревянная, и эту льдину никак не оттолкнешь. Хорошо, что она была старая – когда судно начало качаться на волнах, её ударило носом, и льдина раскололась. Было не очень комфортно, потому что глубина 20 метров, вода два градуса, и где-то 50 метров плыть до камней», - вспоминает Евгений.
Как оказалось, айсберг, от которого откололась льдина, вскоре сел на мель. Экипаж мог наблюдать пингвинов, использовавших айсберг, как горку. Они скатывались один за другим и плюхались в воду.
На самом деле впечатлений у членов экспедиции множество. Бесспорно, весь экипаж поразила красота Севера, фауна, быт и, конечно, люди.
«Я рад, что попал на Север нашей страны. Когда я первый раз увидел белый медведей – это были непередаваемые ощущения. Меня поразил «мерзлотник» под землей, который вырублен в вечной мерзлоте, где хранится рыба. Это тоже нигде, кроме как, наверное, на нашем Севере, больше не встретишь. Меня поразили чумы, олени.
Люди, которые нас встречали, приносили много нового. Общение с заинтересованными людьми подбадривает, так что теперь хочется покорять всё новые высоты. Большая благодарность капитану за то, что вселял в нас уверенность; его решения были чёткие, командным голосом, и никто даже не сомневался, что они правильные», - рассказывает Александр Сушков из Воронежа. Стоит отметить, что это первая экспедиция «Сибири», в которую брали людей из разных городов и стран.
Сергей Фишер из Германии предложил экипажу повторить поездку, на что капитан сразу же откликнулся.
Не только природные явления могли быть опасными для яхты. В этой экспедиции экипаж не сталкивался с пиратами, как это было в 2004-2005 годах, но часто приходили сообщения, что где-то на расстоянии 300-400 миль были грабежи. Это больше касается экваториальной зоны, подтверждают все члены команды.
На всякий случай на «Сибири» было охотничье ружьё. Иногда в других странах представители силовых структур задавали вопрос о наличии оружия, но проблем с этим никогда не возникало.
Нам провизия строить и жить помогает
Главным добытчиком на судне являлся Евгений Забродин, рассказывает капитан. Однажды Евгений вытащил 20-киллограмового корифена. В Арктике экипажу не очень везло, а вот в южных морях и Антарктиде ловили барракуду, ледяную щуку, нототении.
Что касается продуктов питания, в экспедиции всего было в достатке. Фрукты, овощи, хлебобулочные изделия, сладкое – всё без ограничений, как дома.
Сам Евгений, смеясь, добавляет: «Некоторые члены экипажа приобрели для себя новые навыки, которые пригодились в жизни – они научились готовить».
Желание – это главное
Попасть в экспедиционную команду может каждый. Самый важный критерий – это непреодолимое желание. Безусловно, предпочтение тем, у кого есть опыт, но если человек чего-то не умеет, его обязательно этому научат. Важным при отборе в экипаж является физическое здоровье.
Как уже известно, некоторые члены команды не могли выдержать постоянное нахождение на судне. Сражённые морской болезнью, они отправлялись на сушу.
В этом году на участие в путешествии претендовало 125 человек. Из них 25 были отобраны в команду.
О будущем
Алексей Никельбаум – летописец первой экспедиции, уже выпустивший одну книгу о странствиях омской «Сибири», говорит, что материалы, собранные в этом году, обязательно найдут продолжение. Как сообщил капитан, предполагается и печатное издание, и фильм. Практически все члены экипажа вели дневники, снимали видео. Перед командой на сегодняшний день стоит задача по сбору и анализу материала.
В планах у команды «Сибири» исследовать Север. Но и на юг ребятам тоже хочется: они не были в Австралии, Новой Зеландии, Кейптауне.
Напомним, что после несчастного случая с яхтой «Сила Сибири», на который планировалась поездка (она разбилась о камни в Испании), президентский грант был всё же получен, но возник вопрос, на чем идти в экспедицию. В итоге было принято решение использовать «Сибирь».
«Это была идея жены - пойти на «Сибири». Моя супруга видела, что я мучаюсь, и сказала: «Ну так у тебя родная «Сибирь» есть. Иди на ней. Вот так и случилось», - с улыбкой говорит Сергей Борисович.
Навигация 2022 года станет юбилейной для команды - это будет уже 25-е крупное путешествие на легендарной омской яхте «Сибирь».