Примерное время чтения: 8 минут
225

«Историю не нужно навязывать». Как узнать город поближе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ в Омске №33 14/08/2019
Выставка, посвящённая Павлу Комиссарову, в омском переходе.
Выставка, посвящённая Павлу Комиссарову, в омском переходе. / Ирина Гавриленко / Из личного архива

Заведующая оргсектором Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля Ирина Гавриленко рассказала корреспонденту «АиФ в Омске», какие тайны хранят скверы и парки города, почему в Лондоне рекламировали омскую выставку 1911 года, что за мечтатели населяли наш край и где сохранились плоды их труда.

Омичи живут рядом с достопримечательностями, но мало кто знает, что за ними стоит. Порой надо открыть глаза, чтобы, например, привычная дорожка к магазину превратилась в бульвар, названный именем героя войны Алексея Петухова. А какой великий поступок он совершил? Как на него решился? О чём думал, истекая кровью перед смертью? - с таких вопросов начинается сближение с городом.

Привет из прошлого

Юлия Миленина, АиФ в Омске: Исторические места постепенно обезличиваются. Почему омичи всё чаще проходят мимо них?

Фото: Из личного архива/ Ирина Гавриленко

Ирина Гавриленко: Думаю, проблема в том, что мы на историю смотрим как на что-то огромное: большая история и один маленький человек. При таком подходе кажется, что она совершенно чужая, и отсюда много вытекающих последствий. Некоторые люди совсем не ходят в музеи. Человек существует отдельно от истории, история - отдельно от него.

- Что надо предпринять, чтобы привить любовь к краеведению?

- Нужно вытаскивать понятные истории из массы причинно-следственных связей. Мы можем фундаментально говорить об Омской крепости, о времени её постройки, её частичной сохранности. Но ведь можно спросить: «А вы знаете, что при восстановлении второй Омской крепости обнаружили стоянку бронзового века?». Нужно рассказывать, что на нашей территории раньше жили люди, которые думали иначе. История помогает понять, что нами движут всё те же эмоции. Поэтому, чтобы сблизить человека с родным краем, нужно брать отдельных героев, рассказывать о их жизни.

- В Омске много интересных народных героев?

- Конечно. Например, это Павел Комиссаров. Недавно мы посвятили ему проект, который создавали совместно с екатеринбургской художницей Еленой Треуголкой. Будучи коренной екатеринбурженкой, она сделала серию коллажей, отражающих всю историю Комиссарова с момента его приезда в Омск до того времени, когда его сад трагически вытоптали. Эту выставку мы делали в подземном переходе. У каждого человека было право выбора: погружаться в исторические события, или нет.

Историю не нужно навязывать. Её стоит преподносить в виде отдельных фрагментов. С выставкой о Павле Комиссарове всё складывалось именно так. Люди останавливались, читали подписи. На последней картине были изображены смешные коровы. Сначала люди смеялись, а потом читали текст и узнавали, что сад был вытоптан. А что, если бы у вас такое же произошло? Вы бы, наверное, с ума сошли. С Комиссаровым, по большому счёту, так и случилось.

- А ведь раньше многие жители города думали о его благополучии, мечтали что-то создавать в своём регионе, правда?

- Мне кажется, что Омск населяли либо огромные мечтатели, либо невероятные авантюристы, либо великие изобретатели - люди очень неспокойные и талантливые. Когда мы разрабатывали тему о Павле Комиссарове, погрузились в историю жизни Арнольда Гензе, Александра Кизюрина. Удивительные люди! Гензе - человек, который мечтал о золотой ёлочке и в итоге её получил.

- Как лучше всего обозначать памятные места?

- Вполне достаточно табличек, но не таких монументальных, какие у нас обычно приняты. За счёт большого количества визуала вокруг мы просто их не считываем. А как же было бы здорово поставить рядом с растениями в садах таблички, которые бы простым языком говорили, кто это сделал.

Нет таблички - нет истории

- Но иногда от опознавательных знаков зависит многое. Не все омичи знают, что в Нефтяниках есть сквер Петухова. К сентябрю его собираются благоустроить. Нужно ли внести историческую составляющую в дизайн пространства?

- Урбанистика истории совсем не помеха. Но нельзя, чтобы все зоны отдыха в городе были одинаковыми. У каждого района есть свой менталитет, свои традиции. Извлечение самых разных особенностей этого места, исторических в том числе, даёт невероятно огромный потенциал и для архитекторов, и для людей. Чудесно, что появляется сквер, но хочется, чтобы там человеческим языком хотя бы немного сказали про его историю. Будет размещён текст - будут люди, которые захотят его прочитать.

- В этом плане, наверное, показательна история благоустройства Сада юннатов?

- Да, его сейчас перепланировали урбанисты, но поступили они очень интересно, сохранив региональный исторический компонент и экологическую уникальность Экоцентра. Я считаю, что это дивное место, которое должен посетить каждый омич.

- А что здесь было раньше?

- Проходила самая масштабная сибирская выставка 1911 года! Настолько масштабная, что у меня в голове не укладывается. С её рекламой ездили трамваи в Петербурге, выходили новости в Лондоне и Париже. В газетах печатали, что именно в Омске будет проходить такое событие. К нам в город приехали жители США, Австрии, Англии, Германии. Для обустройства выставки соорудили 80 огромных павильонов. Во время мероприятия над городом пролетел первыё самолёт, раньше люди не видели ничего подобного. Здесь установлен старейший в городе фонтан. А сейчас омичи просто могут прийти на территорию сада и увидеть практические то же самое, что и много лет назад. Кстати, фонтан стоит на прежнем месте. Это огромная ценность!

- Думаю, не все в курсе этой истории. А вообще, вам не кажется, что знания омичей о городе фрагментарны?

- Люди, конечно, не осознают это как проблему. В 1990-е годы в школах очень долго не было краеведения, этот предмет выпадал, появлялся лишь в определённые моменты. У меня его преподавали всего один год. Но в целом каждый сам выбирает, какие знания ему необходимы. Я считаю: чем мы больше знаем про место, где живём, тем лучше для нас самих. Нужно осваивать местную историю. Мы плаваем где-то на общероссийском уровне, а к своему городу никак не привязаны.

- А как современный музей воспитывает подрастающее поколение? Может, появляются нетрадиционные формы?

- Нет лучшей формы, чем разговор. А каким он будет, уже зависит от возраста. Первоклашкам мы рассказываем вещи, которые их поразят. Школьники всегда удивляются тому, что было раньше: например, если допустил ошибку, набирая текст на печатной машинке, её уже нельзя было исправить, приходилось заново печатать целую страницу. Современным детям сложно воспринимать статичные вещи, они привыкли к сменяющейся картинке, поэтому экспозицию надо разбавлять интересными фактами. Идём по музею с первоклашками, видим шкатулку из малахита. Так можно же вспомнить сказку Бажова! А потом уже начинаются вопросы: «А как делать малахитовые шкатулки?», «А как здесь поступил мастер?», «Малахит - капризный камень?».

Если приходят подростки, то их больше всего интересует общение. Можно рассказать, как художник взрослел, была ли у него какая-нибудь романтическая история. Несмотря на то, что ребята «фыркают», они любят эту тему.

Лицом к Омску

- Получается, для каждого возраста надо вынимать свой слой информации?

- Только так! Мы всегда преследуем желание вынести из выставки что-то значимое. У нас был опыт работы с пенсионерами из движения «Серебряные волонтёры». Они сами создавали выставку. Мы лишь начертили им исторические рамки, дали доступ к фонду современной живописи. В итоге эта группа из 42 человек создала ностальгическую экспозицию. Им показалось, что крайне важно поговорить о весне, о воздухе, о желании меняться.

Досье
Ирина Гавриленко родилась в Омске, окончила исторический факультет Омского государственного педагогического университета, отделение аспирантуры ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. В музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля работает с 2012 года, заведует организационным сектором отдела просвещения и музейной педагогики.

- Изучая историю, можно сблизиться с городом, полюбить его, невзирая на все проблемы?

- Меня очень забавляет, когда люди говорят, что где-то лучше, чем здесь. А может, мы недостаточно знаем свой город, чтобы его полюбить? Омск можно рассматривать как персонаж. Если мы про него знаем только плохое, он будет для нас злодеем. Но когда мы начнём узнавать хорошие вещи, сблизимся с ним. Сейчас такой момент, когда мы разворачиваемся лицом к городу. Омск развивается за счёт активистов, правильных людей, которые вкладывают в него душу.

- А как оптимизировать развитие?

- У нас появилось в последнее время много фестивалей. Все видят, насколько насыщенной стала жизнь в Омске. Когда человек перенасытится этим, возникнет потребность к системной работе. Думаю, вскоре у нас активизируются лекционные площадки. Все города проходят через одно и тоже. В Екатеринбурге, например, сейчас ситуация гиперконкуренции, когда человеку сложно выбрать, куда ему пойти, какие знания получить. Мы тоже к этому придём.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах