Примерное время чтения: 9 минут
472

Идём на таран. Омичи громко слушают музыку и не пропускают скорую помощь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ в Омске 20/09/2017
«Газели» скорой переворачиваются при удаче в заднее колесо, и тогда медпомощь требуется уже самим врачам.
«Газели» скорой переворачиваются при удаче в заднее колесо, и тогда медпомощь требуется уже самим врачам. Пресс-служба УМВД России по Омской области

Такие случаи всегда сопровождаются общественным резонансом и большими обсуждениями в соцсетях.

Вина на двоих

Утром 8 сентября на ул. 24-я Северная не разъехались «газель» медиков и отечественная «пятнашка». Предварительно установлено, что скорая ехала в направлении ул. Герцена и в районе перекрёстка с ул. 2-я Совхозная столкнулась с «Ладой», за рулём которой была 31-летняя женщина. Её пассажира  - двухлетнего мальчика - увезли в больницу.

Днём ранее, 7 сентября, также утром произошло ДТП на Волгоградской недалеко от торгового центра «МЕГА». С автомобилем бригады медиков столкнулся Toyota Chaser. В этой аварии пострадавших было больше: оба водителя и четыре пассажира скорой были доставлены в медучреждение.

Согласно правилам дорожного движения водители транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом имеют преимущество и могут отступать от требований ПДД, но воспользоваться этим правом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу, и соблюдая меры безопасности. То есть их движение и манёвры должны быть безопасны для остальных участников дорожного движения, которые, увидев маячок и услышав сирену, обязаны предоставить преимущество. А именно - остальные водители не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, совершать манёвр, если это вынудит водителя скорой либо другой машины экстренных служб изменить направление или скорость своего движения.


16 ЧЕЛОВЕК ПОСТРАДАЛИ В ДТП СО СКОРЫМИ В 2017 ГОДУ.


В ГИБДД отмечают, что аварии 7 и 8 сентября произошли из-за нарушения требований ПДД обоими водителями: как автомобиля скорой помощи, так и другого участника ДТП. Первый не убедился в безопас­ности, а второй не уступил дорогу. Поэтому в столкновениях у них обоюдная вина.

С начала года в Омской области произошло 12 ДТП со скорыми, в которых пострадало 16 человек. В прошлом году за аналогичный период зарегистрировано 14 ДТП, в них травмированы 33 человека. В этой статистике учитываются и аварии, когда медиков не пропустили как с сиреной и маячком, так и, например, когда они просто ехали по главной дороге, а другой водитель выезжал с второстепенной. Чаще всего такие ДТП происходят на перекрёстках.

Ночной режим

Омская ГИБДД каждый месяц проводит рейд «Маячок» и выявляет водителей, не предоставляющих преимущество машинам экстренных служб. В рамках этого мероприятия административные протоколы составили на 19 водителей.

Правда, никого прав не лишили, всех оштрафовали. Во всех случаях сотрудники ГИБДД индивидуально рассматривают все обстоятельства. Если у водителя не было возможности уйти на соседний ряд, его не штрафуют. По ст. 12.17 КоАП РФ за непредоставление преимущества автомобилю с включённым маячком синего цвета и цветографической схемой грозит штраф 500 руб. или лишение права управления на один-три месяца.

В аварии со скорыми виноваты оба водителя.
В аварии со скорыми виноваты оба водителя. Фото: Пресс-служба УМВД России по Омской области

На машинах ГИБДД, ФСО, ФСБ и Военной автомобильной инспекции вместе с синим маячком может быть включён и красный. В этом случае нужно пропускать не только эти автомобили, но и те, что они сопровождают. Машины с включённым маячком, сиреной и цветографической схемой нельзя обгонять. А вот проблесковый маячок жёлтого или оранжевого цвета, а также бело-лунного не даёт преимущества.

Бывают случаи, когда автомобили спецслужб передвигаются с включённой мигалкой, но без сирены. Пользователи соцсетей часто задаются вопросом: для чего? В ГАИ поясняют, что при таком варианте не требуется преимущество в движении. Например, полицейские передвигаются по вечерам с включённым проблесковым маячком, чтобы обозначить местоположение. При необходимости люди могут обратиться к полицейским. Также пожарные включают сирену по ночам только при необходимости, потому что большая машина создаёт шум уже при движении.

Кирпич во дворе

Но иногда проехать автомобили спецслужб не имеют возможности не только по дорожным пробкам, но и по обычным дворам. Врачи скорой, конечно, могут дойти до нужного подъезда пешком, но когда несут пациента, для него каждый шаг оборачивается новой болью. А в случае с крупногабаритной техникой пожарных всё гораздо хуже. Например, на вооружении у омских спасателей 50-метровый подъёмник, его длина 5,4 м, ширина - 2,5 м. При этом нормы предусматривают ширину проездов для пожарной техники от 3,5 м до 6 м - в зависимости от высотны здания. Если на проезде стоит, к примеру, «семёрка», то минус 1,5 м дороги. А ширина пожарного автомобиля, с помощью которого спасают людей с верхних этажей, с выносными опорами составляет 4,8 метра. Он просто не может встать, не говоря уже о разворотах.

Во многих дворах установлены не только шлагбаумы, заборы и ворота, но и брошены бетонные блоки. Понятно, что это защита от желающих сделать из дворового проезда сквозной, но и пожарным тоже приходится объезжать и терять время.

От редакции. Не так давно обсуждалась законодательная инициатива, которая должна была наделить экстренные службы правом таранить мешающие машины, но пока дальше разговоров дело не пошло. Если с имуществом граждан всё понятно - сам  помешал, сам и ремонтируй, то с тем, кто будет ремонтировать государственное - непонятно.

Кстати
В Германии в 1982 году ввели правило «спасательного коридора» для скорой помощи, полиции, пожарных и других спасательных служб. Принцип заключается в следующем: при заторе автомобили, стоящие в правом ряду, выезжают на правую обочину, а в левом - на левую. Машины экстренных служб проезжают по центру. На многополосных дорогах коридор образуется между крайним левым рядом и остальными: автомобили в левой полосе съезжают влево, во всех остальных - вправо. За игнорирование правила налагается штраф свыше 20 евро.

Летели кувырком

Максим Стуканов

Максим Стуканов, главный врач омской станции скорой медицинской помощи:

«Действительно серьёзная авария была у «МЕГИ». Наш автомобиль опрокинулся. За рулём была дама, сама пострадала и наших «покалечила». У них переломы рёбер и сотрясения. Везли тяжёлую пациентку, она пострадала, но больше эмоционально - не нашли сложных травм, как у сотрудников. «Газель» при ударе в заднее колесо переворачивается. Это вторая такая авария на моей памяти. Первая - на Орджоникидзе года три-четыре назад. Везли ребёночка, и уже около больницы тоже старенькая «тойота» ударила. И с ребёнком на борту летели кувырком. К счастью, он не пострадал.

Из-за чего чаще не пропускают скорые? Первая и главная страшная причина - телефоны. Вторая - наушники. С громкой музыкой сейчас мало кто ездит, в основном шофёры в наушниках едут. И слишком легки в управлении машины на автомате, руль можно пальцем крутить. Люди без квалификации злоупотреб­ляют этим. Они ещё и ездить-то не умеют толком, а начинают заниматься сразу пятью делами во время поездки. Соответственно, и попадаются. И мы попадаемся.

В основном люди всё равно стараются пропускать, за что им спасибо. Автохамов таких, как показывают по телевизору, прак­тически нет. Камеры, операции «Маячок» - устрашающий профилактический компонент. Водители понимают, что за ними смотрят. В Европе же пропускают не потому, что культурные, а потому, что запуганы до полусмерти - там огромные штрафы. И у нас будут больше пропускать, если закон начнёт двигаться в сторону ужесточения.

Водителей для скорых выбирают высококвалифицированных: требования такие же, как к водителям автобусов. Они проходят специальное обучение по вождению со спецсигналами, как и водители всех экстренных служб».

Вопиющих фактов нет

Юрий Шевченко

«Вопиющих фактов, когда водители умышленно не уступают дорогу, нет, - отмечает замначальника отдела ДПС и исполнения административного законодательства УГИБДД УМВД России по Омской области Юрий Шевченко. - Обычно из-за незнания, как действовать, просто теряются. Не каждый день и даже не каждый год сталкиваешься с такими ситуациями. Но в любом случае необходимо помнить правила дорожного движения и чётко их выполнять. В редких случаях у водителя реально нет возможности быстро перестроиться. Обычно не слышат либо не видят. Если машина скорой включила звуковой сигнал и маячок именно у перекрёстка, на котором стоите, не надо никуда уезжать. Если нет возможности уступить дорогу, не нарушая ПДД, оставайтесь на месте - скорая должна сама выехать на встречную полосу или съехать на обочину».

Приходится пешком

Алексей Кветков

«В этом году произошло ДТП с участием одной пожарной машины. Водитель не пропустил спецавтомобиль, случилась авария, и подразделение не доехало до места вызова - туда, где люди просили о помощи, - говорит замначальника 4 отряда федеральной противопожарной службы по Омску ГУ МЧС России по Омской области Алексей Кветков. - Проезд во дворах - больной вопрос не только для нашей службы. Наши подразделения уже привыкли к такой ситуации. Её в ближайшее время не изменить: количество машин растёт и людям где-то надо их ставить. Приходится применять тактику тушения пожара: прокладывать с другой стороны рукавные линии и тушить, задействуя иные техсредства. Конечно, это сказывается на времени: либо сразу подаём высотную технику на этаж, либо приходится подниматься. Подъём в полной экипировке на один этаж примерно полминуты».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах