Такие случаи всегда сопровождаются общественным резонансом и большими обсуждениями в соцсетях.
Вина на двоих
Утром 8 сентября на ул. 24-я Северная не разъехались «газель» медиков и отечественная «пятнашка». Предварительно установлено, что скорая ехала в направлении ул. Герцена и в районе перекрёстка с ул. 2-я Совхозная столкнулась с «Ладой», за рулём которой была 31-летняя женщина. Её пассажира - двухлетнего мальчика - увезли в больницу.
Согласно правилам дорожного движения водители транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом имеют преимущество и могут отступать от требований ПДД, но воспользоваться этим правом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу, и соблюдая меры безопасности. То есть их движение и манёвры должны быть безопасны для остальных участников дорожного движения, которые, увидев маячок и услышав сирену, обязаны предоставить преимущество. А именно - остальные водители не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, совершать манёвр, если это вынудит водителя скорой либо другой машины экстренных служб изменить направление или скорость своего движения.
16 ЧЕЛОВЕК ПОСТРАДАЛИ В ДТП СО СКОРЫМИ В 2017 ГОДУ.
В ГИБДД отмечают, что аварии 7 и 8 сентября произошли из-за нарушения требований ПДД обоими водителями: как автомобиля скорой помощи, так и другого участника ДТП. Первый не убедился в безопасности, а второй не уступил дорогу. Поэтому в столкновениях у них обоюдная вина.
Ночной режим
Омская ГИБДД каждый месяц проводит рейд «Маячок» и выявляет водителей, не предоставляющих преимущество машинам экстренных служб. В рамках этого мероприятия административные протоколы составили на 19 водителей.
Правда, никого прав не лишили, всех оштрафовали. Во всех случаях сотрудники ГИБДД индивидуально рассматривают все обстоятельства. Если у водителя не было возможности уйти на соседний ряд, его не штрафуют. По ст. 12.17 КоАП РФ за непредоставление преимущества автомобилю с включённым маячком синего цвета и цветографической схемой грозит штраф 500 руб. или лишение права управления на один-три месяца.
На машинах ГИБДД, ФСО, ФСБ и Военной автомобильной инспекции вместе с синим маячком может быть включён и красный. В этом случае нужно пропускать не только эти автомобили, но и те, что они сопровождают. Машины с включённым маячком, сиреной и цветографической схемой нельзя обгонять. А вот проблесковый маячок жёлтого или оранжевого цвета, а также бело-лунного не даёт преимущества.
Кирпич во дворе
Но иногда проехать автомобили спецслужб не имеют возможности не только по дорожным пробкам, но и по обычным дворам. Врачи скорой, конечно, могут дойти до нужного подъезда пешком, но когда несут пациента, для него каждый шаг оборачивается новой болью. А в случае с крупногабаритной техникой пожарных всё гораздо хуже. Например, на вооружении у омских спасателей 50-метровый подъёмник, его длина 5,4 м, ширина - 2,5 м. При этом нормы предусматривают ширину проездов для пожарной техники от 3,5 м до 6 м - в зависимости от высотны здания. Если на проезде стоит, к примеру, «семёрка», то минус 1,5 м дороги. А ширина пожарного автомобиля, с помощью которого спасают людей с верхних этажей, с выносными опорами составляет 4,8 метра. Он просто не может встать, не говоря уже о разворотах.
От редакции. Не так давно обсуждалась законодательная инициатива, которая должна была наделить экстренные службы правом таранить мешающие машины, но пока дальше разговоров дело не пошло. Если с имуществом граждан всё понятно - сам помешал, сам и ремонтируй, то с тем, кто будет ремонтировать государственное - непонятно.
Летели кувырком
Максим Стуканов |
Максим Стуканов, главный врач омской станции скорой медицинской помощи:
«Действительно серьёзная авария была у «МЕГИ». Наш автомобиль опрокинулся. За рулём была дама, сама пострадала и наших «покалечила». У них переломы рёбер и сотрясения. Везли тяжёлую пациентку, она пострадала, но больше эмоционально - не нашли сложных травм, как у сотрудников. «Газель» при ударе в заднее колесо переворачивается. Это вторая такая авария на моей памяти. Первая - на Орджоникидзе года три-четыре назад. Везли ребёночка, и уже около больницы тоже старенькая «тойота» ударила. И с ребёнком на борту летели кувырком. К счастью, он не пострадал.
Из-за чего чаще не пропускают скорые? Первая и главная страшная причина - телефоны. Вторая - наушники. С громкой музыкой сейчас мало кто ездит, в основном шофёры в наушниках едут. И слишком легки в управлении машины на автомате, руль можно пальцем крутить. Люди без квалификации злоупотребляют этим. Они ещё и ездить-то не умеют толком, а начинают заниматься сразу пятью делами во время поездки. Соответственно, и попадаются. И мы попадаемся.
В основном люди всё равно стараются пропускать, за что им спасибо. Автохамов таких, как показывают по телевизору, практически нет. Камеры, операции «Маячок» - устрашающий профилактический компонент. Водители понимают, что за ними смотрят. В Европе же пропускают не потому, что культурные, а потому, что запуганы до полусмерти - там огромные штрафы. И у нас будут больше пропускать, если закон начнёт двигаться в сторону ужесточения.
Водителей для скорых выбирают высококвалифицированных: требования такие же, как к водителям автобусов. Они проходят специальное обучение по вождению со спецсигналами, как и водители всех экстренных служб».
Вопиющих фактов нет
Юрий Шевченко |
«Вопиющих фактов, когда водители умышленно не уступают дорогу, нет, - отмечает замначальника отдела ДПС и исполнения административного законодательства УГИБДД УМВД России по Омской области Юрий Шевченко. - Обычно из-за незнания, как действовать, просто теряются. Не каждый день и даже не каждый год сталкиваешься с такими ситуациями. Но в любом случае необходимо помнить правила дорожного движения и чётко их выполнять. В редких случаях у водителя реально нет возможности быстро перестроиться. Обычно не слышат либо не видят. Если машина скорой включила звуковой сигнал и маячок именно у перекрёстка, на котором стоите, не надо никуда уезжать. Если нет возможности уступить дорогу, не нарушая ПДД, оставайтесь на месте - скорая должна сама выехать на встречную полосу или съехать на обочину».
Приходится пешком
Алексей Кветков |
«В этом году произошло ДТП с участием одной пожарной машины. Водитель не пропустил спецавтомобиль, случилась авария, и подразделение не доехало до места вызова - туда, где люди просили о помощи, - говорит замначальника 4 отряда федеральной противопожарной службы по Омску ГУ МЧС России по Омской области Алексей Кветков. - Проезд во дворах - больной вопрос не только для нашей службы. Наши подразделения уже привыкли к такой ситуации. Её в ближайшее время не изменить: количество машин растёт и людям где-то надо их ставить. Приходится применять тактику тушения пожара: прокладывать с другой стороны рукавные линии и тушить, задействуя иные техсредства. Конечно, это сказывается на времени: либо сразу подаём высотную технику на этаж, либо приходится подниматься. Подъём в полной экипировке на один этаж примерно полминуты».