Билетные кассиры, проводники, начальники поездов - и это всё они. А с некоторых пор и машинисты электропоездов! Ведомство сообщает, что на самых разных должностях в РЖД трудятся более 200 тысяч женщин, а это около 30% численности всех сотрудников компании.
Исторические и героические
Исторический экскурс проводит Маргарита Пархоменко из регионального подразделения по сохранению исторического наследия, хранительница и главный экскурсовод Музея омских железнодорожников.
«Железная дорога с самого момента своего существования, а в этом году исполняется 185 лет, как в стране открылась первая железная дорога общего пользования, была сугубо мужской сферой деятельности, - рассказывает она. - По легенде, Николай I велел «и на пушечный выстрел женщин к чугунке не подпущать».
Вот это не «подпущать» было, что называется, формальностью. Всё же женщины на железной дороге трудились. Первая такая должность называлась «переездная сторожиха». Первая женщина-служащая появилась в 1863 году - это была билетёрша Ольга Кнушевицкая. С 1875 года женщины стали привлекаться к труду в качестве телеграфистов.
В 1903 году настоящей сенсацией стала новость, что на работу по изысканию железной дороги Ялта - Симферополь взята первая женщина-инженер Раиса Каневская. Известно имя первой награждённой женщины, служащей в ведомстве. Ею стала Софья Гущо - старший счетовод. Император пожаловал ей золотую медаль «За усердие», было это в 1912 году.
А первой женщиной-машинистом паровоза стала Зинаида Троицкая, и это был уже СССР:
8 марта 1935 года она успешно сдала экзамен на это право. Её клич «Женщины, на паровоз!» был услышан по всей стране. Первая в Сибири и на Дальнем Востоке женская паровозная бригада в составе машиниста Марии Горбач, помощника машиниста Валентины Паниной, кочегара Полины Плотниковой отправилась в путь 1 мая 1939 года.
Первой женщиной-машинистом на Омской железной дороге стала Мария Домброва. Она дважды почётный железнодорожник. Женщина удивительной судьбы - в 1938 году Мария Ивановна поменяла профессию секретаря-машинистки на… кочегара паровоза. Ничего себе карьера! Но сразу пошла учиться на помощника машиниста, стала им. С 1943 года - старший машинист паровоза СО 19-1995.
Во время Великой Отечественной войны ушли на фронт мужчины: машинисты, помощники машинистов, слесари, токари - все те, кто работал в депо. На их место пришли женщины. Тогда стали создаваться династии: кто-то приводил на своё место дочь, жена заменяла мужа, вставала у станка чья-то сестра. С первых дней войны омские железнодорожники стали строить бронепоезда, это настоящие крепости на колёсах. Кто их помогал создавать? Женщины!
Капитолина Остроухова - легендарный машинист, одна из лучших. В 1942 году именно она вела состав в Ленинград: тогда все омичи собрали, как бы сейчас сказали, гуманитарный груз - 26 вагонов!
После войны и вплоть до 20-х годов ХХI века женщин-машинистов в стране не было. Первая в Омске женщина, получившая право на управление электропоездом, появилась в 2021 году. Зовут эту героическую даму Александра Савельева. Её воля и характер под стать легендарным предшественницам.
День сегодняшний
Кажется, что эта профессия не для слабых духом, но сама природа наделила женщин неиссякаемой энергией. Прекрасной половине человечества присущи упорство и твёрдость в реализации своих талантов - будь то на профессиональном поприще, в общественной деятельности, в искусстве, спорте.
Они противостоят стихиям, как начальник станции Районная Омского региона Ирина Белоусова, спасшая и станцию, и посёлок от огня. Когда потребовалось, её воле и характеру подчинились люди, которых она организовала на борьбу с пожаром. Действовать решительно и брать ответственность на себя её научила железная дорога. Ей она посвятила всю свою трудовую жизнь, прошла все ступени профессиональной ротации.
Ведущий инженер Омской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-1) Яна Шкурковская - одна из активных участников добровольческого движения, а волонтёр - это человек, который хочет принести и приносит пользу обществу, ничего не требуя взамен. Яна легко находит общий язык с детьми, говорит, что с ними отдыхает душой, они своей искренностью дают заряд позитива и вдохновляют на свершения. Сейчас омичи включились в мероприятия по поддержке специальной военной операции. Железнодорожники открыли свою акцию, и Яна с коллегами занята сбором гуманитарной помощи для мобилизованных.
Ведущий специалист по охране труда Омской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Наталья Крюкова с такой же открытой душой и большим сердцем. Она стала организатором благотворительного фонда «Счастливая семья». В июне 2022 года организация отметила своё пятилетие! За это время в Омске подобралась настоящая команда, сегодня в ней около 80 человек. Они взялись шествовать над семьями, где воспитываются ребятишки с особенностями здоровья. И уже 240 детей находятся под их неусыпным патронатом. В самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, у Натальи есть решение. Тем, кто рядом, это невероятно помогает.
Преемственность поколений
Женщины железных дорог ещё и удивительные мастерицы, на выставках их работ всегда ажиотаж. Такого многообразия техник, изделий, творений точно не найдёшь. На одной из последних экспозиций были представлены более 120 рукоделий, а главным экспонатом стала картонная модель погрузочно-разгрузочной железнодорожной станции.
Особая гордость железной дороги - династии. Так, век на двоих отметили сотрудницы АО «Омск-пригород» Ольга Торгашина и Елена Банщикова - сёстры-близнецы. Они работают в пригородной компании со дня её создания - с 1 июля 2003 года! Между прочим, учились в железнодорожной школе, в родне железнодорожники. Кстати, это вообще главная примета отрасли - преемственность поколений и семейных традиций.
Что же привлекает женщин в железной дороге? Работа с людьми, уважение коллег, социальный статус и красивая форма. А ещё романтика дорог, дружная и сплочённая команда. Железнодорожникам желают, чтобы всегда на их пути горел зелёный огонёк. В Международный женский день этого пожелания достойны все хозяйки стальных магистралей!