Согласно исследованию фонда «Общественное мнение», лишь 17% семей используют средства повышения безопасности в Интернете.
При этом 94% родителей считают, что необходимо обращать внимание на сетевое поведение детей и следить за тем, какие сайты и группы в соцсетях они посещают.
О том, как во время каникул омичи могут обезопасить детей в Глобальной паутине, расскажем в материале, который нам помогли подготовить эксперты МТС, отвечающие за создание детских сервисов и других цифровых продуктов.
Виртуальная реальность
Надо признать: мира, где дети весь день ждут «Спокойной ночи, малыши» ради мультика, больше не существует. Ему на смену пришла реальность, в которой смартфон с доступом в Сеть может всё или почти всё, а семилетний ребёнок разбирается в нём не хуже, чем родители.
Однако если значки, приложения и гаджеты ребёнку понятны, то информация, которую они содержат, может оказаться не только слишком сложной, но и опасной.
Мы с раннего возраста учим наших детей, как вести себя на улице: не разговаривать с незнакомцами, ходить по тротуарам, переходить дорогу только на зелёный свет и так далее. Потому что понимаем: наступит момент, когда ребёнок станет самостоятельно использовать всё, что ему говорили. Когда он попадает в Интернет, то словно оказывается один среди огромного мегаполиса, причём произойти это может когда угодно - современные технологии доступа позволяют пользоваться Сетью не только из дома (как раньше через модем), но и в школе, в гостях у друзей, во дворе. Справляться с информацией, которую содержит виртуальный мир, и фильтровать её дети не умеют, и никто их этому не учит.
Ограничить использование смартфонов и планшетов - задача сложная, конфликтная и при этом совершенно бессмысленная. Гораздо эффективнее - обезопасить этот процесс, причём действовать придётся разными способами.
Защитить детей от нежелательного контента в Сети пытается государство, устанавливая возрастную маркировку сайтов и блокируя ресурсы, которые содержат потенциально вредные или опасные данные. У родителей есть для этого два дополняющих друг друга способа.
Делай раз
Первый способ - подключить на детском смартфоне сервис, который фильтрует контент и помогает следить за поведением ребёнка в Интернете. В МТС эта услуга называется «Контроль Интернета». Она закрывает для просмотра конкретные группы сайтов, определить которые можно как вручную, так и автоматически. Если вы сами далеки от понимания цифровых угроз, просто выберите один из пяти режимов безопасности, разработанных по возрастам ребёнка.
Услуга также даёт возможность смотреть, сколько времени проводит в Интернете ребёнок, что он там ищет и смотрит. И если разовое знакомство с материалами 18+ для старших школьников, возможно, допустимо, то, когда ребёнок начинает потреблять такой контент постоянно, - уже иная ситуация.
Причём осуществлять все настройки - создать свой чёрный и белый список сайтов, выбрать режим безопасности, установить расписание использования Интернета - можно прямо со смартфона родителя, удалённо управляя смартфоном ребёнка. В случае с «Контролем Интернета» - при помощи «Личного кабинета».
Делай два
А теперь учим правилам поведения в Сети, потому что самоконтроль и доверительные отношения с родителями играют здесь ничуть не меньшую роль, чем техническая сторона вопроса.
Есть несколько причин, почему школьники не говорят со взрослыми о своей интернет-жизни. Первая - нет привычки делиться эмоциями и переживаниями, обсуждать происходящие события. Вторая - страх быть наказанным за свои действия и лишиться Интернета или смартфона. Третья - мнение, что родители сами мало разбираются в Сети и не смогут ничем помочь.
Психологи, давно озадаченные проблемой «отцов и детей» в виртуальном преломлении, подробно разобрали все неприятности, которые могут случиться в виртуальной жизни ребёнка, и дали рекомендации о том, как родители могут помочь в каждом случае. Почитать их можно, например, в специальной памятке «Поговорите с ребёнком об Интернете» Фонда развития Интернета.
Причём, что бы ни случилось - от интернет-травли до просмотра контента для взрослых, первая рекомендация одна и та же: не ругайте ребёнка и не угрожайте лишить его смартфона. Иначе в следующий раз он за помощью к вам не обратится.
Лишения не снижают интерес, а только вызывают раздражение и злость. Нужно научить детей воспринимать виртуальное пространство как одну из сфер жизни, а не как сверхценный объект, доступ к которому нужно получить любой ценой.
Детям младшего школьного возраста подойдёт сайт «Дети в Интернете», где все правила безопасности представлены в игровой форме, есть видео, тесты, стихи - в общем, если изучить всё это, получится интересный полезный вечер с родителями или отличное занятие в летнем лагере. Главное, почаще возвращаться к этим своеобразным «правилам движения» в Интернете, освежая их в памяти.
Делай три
Ну и напоследок - запомните, что стать наставником в интернет-жизни ребёнка гораздо проще, когда сам в этом неплохо разбираешься. Если же вы плохо представляете, чем опасна публикация персональной информации в Интернете, имеете один пароль «12345» для всех сайтов и не пользуетесь антивирусом, ситуация куда сложнее. Личный пример и осведомлённость в данном случае - третий важный инструмент.
Способы технической защиты, новые уловки мошенников и злоумышленников - всё это можно найти в поисковиках за секунды, а лишней эту информацию назвать сложно.
Переключать внимание - ещё один действенный способ уберечь детей от проблем в Сети. Покажите ребёнку места, куда в Интернете ходить безопасно. Например, у нас есть детский сервис «МТС Развивайка» для детей 3-8 лет.
Подготовлено по материалам МТС-Медиа