В 2024 году в России появится ГОСТ на школьную форму, которым будут руководствоваться добросовестные производители. Окончательную редакцию стандарта представит Роскачество. Все производители, которые захотят, чтобы на их продукции была соответствующая маркировка, обязаны будут выполнять требования нового национального стандарта. О требованиях, предъявляемых к школьной форме, 8 августа в региональном пресс-центре «Дом журналистов» рассказала эксперт по сертификации изделий легкой промышленности ФБУ «Омский ЦСМ» Дарья Мораш. Дизайнер компании «Люрис» Анна Ширякова дополнила выступление эксперта, рассказав о том, какие рюкзаки сейчас в тренде у учащейся молодёжи и о других требованиях к этим ученическим заплечным сумкам.
На что в качестве базовых характеристик следует обращать внимание при выборе одежды для детей школьного возраста?
На вопросы журналистов отвечает Дарья Мораш:
«Выбирая в магазине одежду для своего ученика, обращайте внимание на качество материала. Чем меньше процент синтетических волокон в одежде, тем лучше, так как наличие синтетики хоть и продлит срок службы изделия, однако может отрицательно сказаться на здоровье ребенка. Обязательно при покупке обратите внимание на маркировку. На этикетку должен быть нанесен знак ЕАС. Он указывает, что продукция прошла необходимые процедуры оценки и соответствует требованиям, установленным в техническом регламенте. Товар, имеющий такую маркировку, безопасен».
Каких материалов следует избегать как потенциально опасных для здоровья?
Дарья Мораш: «Родителям при приобретении школьной формы важно помнить, что в ней ребенок будет проводить 5–6 и более часов. Поэтому одежда для школы, которая состоит только из синтетических волокон, не подойдет для повседневного ношения. Следует выбирать смесовые ткани с небольшим содержанием синтетических волокон.
Лучше всего подходят для школьной одежды хлопок и лён для осеннего и весеннего сезонов, шерсть и кашемир – для зимы. Ткани из синтетических волокон хуже пропускают воздух, при ношении одежды из этих тканей ребёнок начинает потеть, нарушается тепловой обмен, и это может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний.
Кроме этого, одежда из чистой синтетики может вызвать аллергическую реакцию, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость.
Однако полностью отказываться от синтетики в составе тоже не стоит: синтетические волокна «держат» форму, увеличивают срок службы ткани и упрощают уход за одеждой».
Если родитель захочет убедиться в безопасности приобретаемой одежды, какой документ можно запросить у продавца?
Дарья Мораш: «Безопасность одежды для детей и подростков регламентируется техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Перед выпуском в обращение детская одежда в зависимости от ее назначения должна пройти подтверждение соответствия данному нормативному документу в виде государственной регистрации, сертификации или декларирования (сертификацию продукции осуществляет аккредитованный орган по сертификации, испытания продукции, которые проводятся в рамках сертификации, проводит аккредитованная испытательная лаборатория; декларирование соответствия – это форма подтверждения соответствия, при которой производитель товара сам подтверждает качество своей продукции и несёт за это ответственность, а одежда, прошедшая оценку, маркируется единым знаком обращения продукции «EAC»).
Зачем нужен новый стандарт на школьную форму, который начнет действовать в следующем году, и что в нем будет содержаться?
Дарья Мораш: «В первую очередь, стандарт установит единые требования именно к школьной форме, более глубокие, которых нет в Техническом регламенте о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, и в общих ГОСТах, а в этом стандарте на школьную форму они есть.
Так, в ГОСТе указано, что одежда учащихся, то есть школьная форма, – единообразный по стилю, конструктивным решениям и сочетанию цветов ассортимент одежды, она предназначена для ношения и в общеобразовательных организациях. Такие вещи делят на повседневные и торжественные для девочек и мальчиков.
Согласно документу, школьная форма должна носить светский характер, быть удобной, эстетичной, соответствовать погодным условиям местности, где происходит учебный процесс».
На какие конкретно вещи будет распространяться новый стандарт?
Дарья Мораш: «В комплект формы для учащихся входят блузка, жилет, пиджак, кардиган, джемпер, свитер, рубашка, платье, брюки и шорты».
Какие требования к одежде предъявляются в рамках нового ГОСТа?
Дарья Мораш: «Новый стандарт не только описывает, что входит в понятие формы, но и предъявляет ряд требований к такой одежде: например, по проницаемости влаги и воздуха.
Среди требований, которым должна соответствовать эта одежда, ГОСТ выделяет гигроскопичность (т.е. способность материала впитывать влагу), воздухопроницаемость и уровень токсичности материалов (этот показатель указывает на степень аллергенности изделия). Из опыта работы хочется отметить, что ткани или полотна с содержанием полиэфирных или полиуретановых волокон по показателю гигроскопичности часто не соответствуют требованиям ТР.
Более того, одежда должна быть стойкой к разрыванию, истиранию, а ее материалы – устойчивыми к окрашиванию. Также размер формы не может меняться после пяти стирок.
Одежда для учащихся выдерживала полный день носки: дети ходят в форме несколько часов, фактически с утра до вечера, например, они посещают кружки либо остаются на продленку. В течение этого времени одежда не должна сильно измяться, должна оставаться удобной и комфортной, а также износостойкой».
На школьные рюкзаки существуют регламенты и технические требования. Какие?
Дарья Мораш: «Требования к кожгалантерейным изделиям для детей, в том числе портфелям, рюкзакам и сумкам диктует ТР ТС 007. Техрегламент устанавливает обязательные требования к такой продукции по показателям химической, биологической и механической безопасности. С этой целью проводится оценка устойчивости окраски применяемых материалов к сухому и мокрому трению, содержание вредных веществ зависит от состава материала, из которых они изготовлены. Портфели и ранцы должны иметь формоустойчивую спинку, фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и изготавливаться из материалов контрастных цветов. Немаловажный показатель – масса изделия. Ранец, портфель, рюкзак ученика начальных классов – не более 700 граммов, и не более 1 кг – для школьников средних и старших классов».
По словам Анны Ширяковой, дизайнера омской компании «ЛЮРИС», занимающейся пошивом рюкзаков и сумок, хороший рюкзак должен подходить ребенку по росту и вмещать в себя все учебники и тетради. Для младших классов подойдут ранцы с высотой спинки 34 - 41,5 см. В средней школе у детей начинается фаза активного роста, поэтому размер рюкзака варьируется от 40 до 50 см. Можно ориентироваться на детскую спину: верх рюкзака не должен подниматься выше плеч, низ не должен быть ниже поясницы, а задняя спинка – слишком широкой. Выбирать модели стоит из водонепроницаемого материала с влагостойкой пропиткой. Она будет отталкивать воду и грязь, а если ребенок попадет под дождь или уронит рюкзак в лужу, достаточно будет протереть его салфеткой или тряпочкой.
Анна Ширякова рассказала и о современных трендах школьных ранцев:
«Школьная мода существует и меняется каждый год. Яркие принты на всю переднюю стенку школьного рюкзака и «мультяшные» рисунки уже не актуальны. Сейчас стремительно растет тенденция на более темные рюкзаки с абстрактными элементами и минималистичными изображениями. Также сегодня у школьников популярны брелоки, тактильные элементы, блестки и наклейки», – отметила дизайнер.
Напомним, что национальный стандарт на школьную форму продолжает активно обсуждаться. Так, 4 августа результаты работы над этим ГОСТом обсудили в рамках пресс-конференции, прошедшей на площадке ТАСС в гибридном формате. В мероприятии приняли участие руководитель Росстандарта Антон Шалаев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая и другие официальные лица и производители одежды для детей и подростков.
«Необходимая основа для появления ГОСТа на школьную форму создана. В настоящее время стандарт находится на этапе разработки, проведено его публичное обсуждение, утверждение предполагается в начале 2024 года. Он будет содержать требования к функциональному назначению одежды детского и подросткового ассортимента, качеству и безопасности материалов, используемых для ее изготовления, маркировке и упаковке, а также перечень методов испытаний по установленным показателям», – отметил глава Росстандарта.