Третий год в регионе реализуется подпроект «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жильё и городская среда». За этот период мы не раз слышали о нерадивых подрядчиках, которые бросали работу на полпути, омичах, которые снова и снова засоряют обустроенные территории.
О том, кто негативно влияет на городской ландшафт и как добиться комфортного пребывания для горожан в любой точке мира, «АиФ в Омске» узнавал у архитектора Ефима Фрейдина.
Две сотни объектов
Наталья Виркунен. «АиФ в Омске»: В Омске постепенно исполняется программа «Формирование комфортной городской среды». Городское благоустройство, на ваш взгляд, объединено какой-то общей концепцией и имеет конечный результат?
Ефим Фрейдин: В городе всегда существовала единая концепция комфортной городской среды. В 1950-е годы это была концепция непрерывного озеленения, и частью её были пространства - улицы, площади, скверы, парки. Также были разработаны проектные решения для парков и скверов в 1960-е годы. В 1980-1990-е тоже существовала схема озеленения и проекты с детальной планировкой. Например, эспланада, которая ведёт к СКК имени Блинова, была разработана именно тогда, она также была связана с кварталом в границах улицы Маршала Жукова.
В 2015 году мы каталогизировали общественные пространства, часть из них вошла в федеральную программу ФКГС. Это список из 200 улиц, скверов, площадей, территорий при ДК, школах, соцобъектах. В 2020 году в последнем генплане была предложена система общественных пространств, которая соединяет территории в единую структуру. В ней собраны ключевые точки притяжения горожан, где люди уже гуляют. Данные для определения мест брались из опросов и интервью. Эту схему попытались иерархизировать, чтобы показать пространства городского уровня, локального, придомовые территории. Постепенно программа реализуется, как бы сшивая город в единую сеть общественных пространств.
- Сколько из 200 объектов преобразовали и сколько ещё предстоит?
- Судя по отчётам мэрии, 35 объектов выполнено. Возможно, их больше, потому что мы и сами видим, что здесь и там делаются тротуары, улицы. Часть из них делается по ФКГС, часть - по другим программам. Если говорить о качественном преобразовании, то, наверное, наберётся с десяток более или менее завершённых объектов. Среди них бульвар Победы, бульвар Мартынова, которые сделаны по заданным проектам и концепциям и реализованы близко к ним, скверы у Привокзальной площади, Юбилейный. Набережная Оми по улице Чехова - в процессе. На самом качественном уровне сделаны улицы Ленина, Валиханова. Но последние как раз вне программы.
Предстоит перезагрузка крупных парков - парка Победы, зоны отдыха «Авангард», переосмысление левобережной набережной, которая ещё не сложилась. Для всех пространств необходимы тактичные и освежающие архитектурные и ландшафтные решения.
Принцип отбора
- Всё ли вам нравится в реализации благоустройства?
- При реализации могут серьёзно отойти от проекта, делая только минимальное благоустройство. Ожидания с реальностью, ввиду отсутствия финансирования, начинают конфликтовать. Парк Советский, сквер Молодожёнов, сквер на проспекте Культуры, озеро Кирпичка, сад Юннатов - в этом списке. Да, мы не будем лукавить: программа ФКГС по сути налажена для связи между муниципалитетами, федеральной властью и жителями страны, ведь благоустройство обсуждать легче, чем городское развитие, - более тонкие материи, о которых печётся федеральная власть.
- Комфортная среда - та, что удобна для пешехода. Оцените Омск с этой точки зрения.
- С точки зрения департамента городского хозяйства, - наверное, комфортен: согласно отчётам, укладывают огромное количество асфальта и плитки. Но положить асфальт - это одно, а увести с него воду - другое. Вспомните лужу на тротуаре у Транспортной академии, она не одно десятилетие образуется около сквера им. 30-летия ВЛКСМ, и никакой мэр не может ликвидировать её, хотя усиленно старается.
Если геодезист не понимает, на какой отметке у него бордюр, а на какой колодец или ливнёвка, вода будет стоять всегда. Да, у нас нет систем ливневых канализаций, но есть же поверхностный водоотвод, есть испарительные пруды и масса современных инженерных ландшафтных средств, которые позволяют уводить воду в ливнёвку. Это требует лишь одного чертежа.
Вторая основная проблема - непонимание эргономики тротуара, которая не меняется на протяжении тысячелетия. Человек занимает 1 м, на коляске или с покупками - больше. Если два человека - нужно два метра, если три - три метра. Иногда в нормативах считают по 75 см. Давайте считать: по тротуару шириной 1 м может пройти один человек, разойтись лицом к лицу можно будет ещё с одним. Но главные улицы должны иметь тротуары, где могут разойтись не просто два человека, а две пары людей. И такие у нас только на Ленина, Думской и старых советских улицах, где их не успели заузить.
Безлюдные остановки
- Насчёт остановочных павильонов что скажете?
- Оставим за скобками их уместность в историческом центре и климатический комфорт. У павильона с дверью должна быть, помимо остановочной платформы, буферная зона. Три метра - это чистая зона транзита для пассажиров. Разумеется, застройщику проще три метра замостить плиткой, нежели шесть. Что в итоге мы видим на площади Ленина - самой насыщенной точке города, где проходит около 90 маршрутов? Тысячам пассажиров оставили три метра на всех, плюс ещё там транзитный пешеходный поток. Людям становится некомфортно - значит, потока не будет, он иссякнет. На «Голубом огоньке» тротуар всего метр, и на нём ещё рекламный щит. Получается, у нас одни барьеры - вода, физические объекты, нарушенная эргономика.
Наши светофоры рассчитаны на скорость 1 м в сек., плюс 1 сек. про запас, при том что дети на самом деле способны двигаться вдвое медленнее. Значит, для них это барьер.
Для меня также важно соединение новых реконструированных объектов со старыми. Если мы сейчас пройдём по городу, натолкнёмся на сплошные препятствия: разрушенные тропинки, неровные бордюры. Чтобы понять, насколько это важно для комфорта горожан, я предлагал весной и осенью проводить тест городских улиц. Взять коляску, нагрузить её 10 кг и попробовать провезти, скажем, от мэрии до набережной Оми. Получится ли перетащить коляску через все бордюры и лестницы?..
Универсальная концепция
- Есть ли на карте России комфортные с этой точки зрения улицы? Приведите пример.
- Десять лет назад в столице тоже были сплошь сломанные переходы, высокие бордюры, некомфортные для пешеходов вещи, от которых устаёшь. В 2015-м дискомфортные улицы начали исправлять, появилось бесшовное пространство. И это не вопрос бюджета, это вопрос соблюдения норм и приоритета.
- Если не бюджет, то что нам поможет?
- Мне кажется, что людей, которые занимаются благоустройством, нужно хотя бы правильно обучать. Менять модель, когда обслуживающие город люди не прикреплены к пространству, с которым они работают, а приходят просто на какое-то время. Если мы сделаем условно удобным город для ребёнка, он будет удобен для всех. Есть такая концепция.
- Расскажите о ней.
- Это новая американская концепция, которая разрабатывалась года три назад. Смысл такой: приспособить город для человека от рождения до 18 лет и лиц, его сопровождающих. Под этот ритм должен быть приспособлен общественный транспорт, переходы через дорогу. Наши светофоры, например, рассчитаны на скорость 1 м в сек., плюс 1 сек. про запас, при том что дети на самом деле способны двигаться вдвое медленнее. Поэтому мы часто видим, как пожилые перебегают проспект Маркса, потому что ближайший переход - подземный, а в возрасте сложно спускаться и подниматься.
- Кто должен отвечать за комфорт по итогам благоустройства той или иной территории?
- Если у вас стоит вопрос, как освоить определённые средства в определённые сроки, то зачем тратиться на кого-то ещё? По-хорошему, следить за выполнением задач этапа концепции, проектирования и реализации должен один человек или команда. У нас ответственность за проект на себя берёт мэрия. И получается, что нет никакой связи между автором концепции и её конечным воплощением. Никто не отвечает за появившийся дискомфорт.
- Как правильно развивать общественные территории?
- Например, по советскому ступенчатому принципу. В каждом дворе в пяти минутах ходьбы должна быть территория с зелёными насаждениями, общественное пространство. В 15 минутах езды - парк, в получасе - лесопарк. Это нормативная основа для проектирования городов по всей России. Сейчас в мире внедряются концепции 1-минутного, 15-минутного города и проч. Наши микрорайонные концепции удовлетворяют 20-минутной системе. И здесь вопрос к тактике реализации: мерить не квадратными метрами уложенного в квартале асфальта, а доступностью Любинского проспекта или аналогичных объектов для всех жителей города, разных его районов.
До этой точки все могут доехать или дойти? А как туда добраться: в какой автобус сесть, где дорогу перейти? На какой остановке ждать? Это показатели эффективности работы, того, насколько в городе складывается единая комфортная система. Сейчас приходим к выводу, что пока в Омске такого нет.