Дело, конечно, благое; разумеется, нельзя где и как попало заправлять баллоны.
Проверки показали…
После всех этих глобальных ЧП в регионе прошли проверки. Начали с автомобильных заправок, куда омичи нередко приносили и баллоны (хотя, как известно, пропан-бутановая смесь для бытовых нужд и для транспорта имеет различный процентный состав). Затем поняли, что порядок надо наводить и в обменных пунктах. Вот тут-то и выяснилось: баллоны имеют срок годности, за которым никто никогда не следил. Просто потому что любой гражданин сдаёт некий обезличенный баллон и берёт взамен такой же, а отнюдь не тот, который сдал (при потребителе заполнение баллонов на обменных пунктах не производится).
Во время проверок стало понятно: огромное количество баллонов в области давно подлежит списанию, так как у них вышел срок эксплуатации, который составляет 40 лет, если изготовлен до 1.01.2014 года, при условии своевременного технического освидетельствования один раз в пять лет. Более того, ответственность за это почему-то лежит на потребителе, который, как известно, не является единоличным владельцем баллона. Но раз уж он принёс на обмен старый баллон, то почему-то должен оплатить и покупку нового.
Хотя это приказ Ростехнадзора ещё от 25.03.2014 года, у нас активно взялись за его выполнение только после зимних ЧП. И началось: старые списали, а новых нет. Затем потребители, а это в основном жители муниципальных районов, категорически отказались оплачивать покупку баллонов, вполне резонно возражая: их родной баллон, который они покупали вместе с плитой, ещё не достиг «преклонного возраста», когда его пора отправлять на помойку. Пусть в обменнике его ищут и заправляют.
Договоры надо заключать
Оценив ситуацию, областное правительство решило дать добро на привлечение в регион новых игроков, готовых приобретать транспорт, баллоны, создавать аварийно-диспетчерские пункты и обслуживать газовое оборудование своих абонентов. Сегодня на территории региона в этой сфере действуют четыре организации.
Летом «газовый вопрос» немного стих, но сейчас, в преддверие осени, вновь становится актуальным, поэтому региональный кабин обсудил её на селекторном совещании с главами муниципальных районов.
Как сообщил вице-председатель областного правительства Сергей Фролов, за полгода в регион поступило 15000 новых баллонов. Это много, но всё же недостаточно, чтобы обновить всё баллонное хозяйство региона, поскольку у нас 70% баллонов уже выработали свой ресурс. Но на этом процесс не закончен: каждую неделю продолжает поступает по 600-800 новых ёмкостей.
«Основной объём поставок приходится на Омскую областную газовую компанию. Ею же приобретено порядка 40 единиц автотранспорта, в том числе 23 новых универсальных автомобиля с повышенной проходимостью, организована работа аварийно-диспетчерской службы в каждом районе, растут темпы выполнения графиков технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», - говорит Сергей Фролов.
Казалось бы, ситуация улучшается, однако теперь возникла другая проблема - абоненты не хотят заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и поставку баллонов с газом. Между тем наличие такого договора является обязательным условием для получения бесперебойных услуг по заправке и обмену газового баллона.
Как выяснилось, в Тарском районе из 11 744 потребителей договоры на ТО ВДГО заключили только 596 человек. В Седельниковском районе из 3 585 абонентов имеют договоры 178. И такая ситуация практически в каждом из северных районов, где чаще всего возникают жалобы на перебои в поставках газа.
Между тем в Нижнеомском районе сумели в порядке эксперимента договориться для своих жителей на льготную цену по обслуживанию - 150 рублей в год. Почему бы главам других районов не последовать этому благому примеру?
На совещании также выяснилось, что в Исилькульском районе есть проблема нехватки баллонов малой ёмкости, а в Тевризе и Седельниково не хватает обменного фонда баллонов, в неделю требуется 35-40 штук. Решено обсудить с поставщиками возможность перераспределения новых ёмкостей между районами.
Требуется помощь властей
«До конца августа мы в общей сложности поставим в область чуть более 17 тыс. баллонов, и это максимальная цифра от того, что мы готовы сделать за счёт собственных средств, - говорит исполнительный директор Омской областной газовой компании Юрий Борисовский. - Тут есть два нюанса: во-первых, мощности завода, который производит только 200 баллонов в день, во-вторых, этого количества баллонов достаточно для обеспечения тех абонентов нашей компании, с которыми заключены договоры на поставку газа и техническое обслуживание внутридомового оборудования. Мы неоднократно на всевозможных совещаниях говорим о том, что нужна какая-то целевая программа, помощь бюджета, но пока всё делаем исключительно за свои деньги.
Взялись мы за это потому, что ситуация была патовой: баллонов с неистекшим сроком годности в области практически не осталось, приобретать новые за свой счёт абоненты категорически отказывались, а изъять все старые ёмкости, ничем их не заменив, - это значит оставить без газа практически всю область. Поэтому мы решили хотя бы какую-то часть баллонов приобрести, чтобы в каждом районе был обменный фонд, сейчас он составляет порядка 100 штук в каждом районе. Этого, конечно не достаточно, малейший сбой - приходится работать с колёс: пришла машина, всё разобрали, ждут следующую.
В августе-сентябре у нас традиционный пик спроса, так как идут заготовки. Кроме того, жители некоторых сёл, зная, что скоро осень и распутица, берут газ с запасом, чтобы хватило до заморозков, когда машины вновь смогут проехать по дорогам. Осенью будет спад, люди станут топить печи, многие будут на них готовить, газа понадобится меньше.
В любом случае, чтобы закрыть вопрос на ближайшие годы, требуется приобрести порядка 45 тыс. ёмкостей, но кто их будет покупать? Хотя все законы и нормативные акты существуют, в них всё регламентировано: именно абонент должен предоставить на обмен баллон с неистекшим сроком годности. В советское время все правила соблюдались неукоснительно, а после развала СССР торговать газом стали все кому не лень, появилось множество заправок, на большинстве из которых никто не задумывался о правилах заправки баллонов. Ситуация стоит остро по всей России, хотя у нас в регионе после череды ЧП стали наводить порядок и жёстче к этому относиться.
Что касается документальной стороны, повторюсь, существует закон, где чётко сказано: нельзя отпускать баллоны потребителю без договоров на поставку газа и на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО). В городе большинство абонентов получают газ из групповых установок и стоимость ТО ВДГО входит в тариф на обслуживание жилья, тут проще. На селе же люди отказываются от, по их мнению, бесполезной услуги, хотя это их собственная безопасность, цена которой не превышает 354 руб. в год».
«Личный кабинет» набирает популярность
У омичей остаётся актуальным вопрос, какие способы оплаты природного газа существуют? Не хочется стоять в очередях, сегодня надо всё делать быстро, да ещё и желательно экономно.
Артём Немцев |
«Самый экономичный вариант - своевременные платежи за потреблённое топливо. Такой способ оплаты исключает пени и отключения, а значит, дополнительные переплаты, - рекомендует заместитель начальника отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Омск» Артём Немцев. - Помните, плату за потреблённый природный газ нужно вносить ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчётным, а также не забывать об обязанности передавать поставщику газа показания счётчика любым удобным способом (отражая в квитанции, через сайт, по телефонам).
Что касается способов платежей за газ, они различные. Так, платежи принимаются во всех отделениях «Почты России», «Сбербанка», «ОТП Банка» и «Россельхозбанка». Кроме того, оплатить квитанции с помощью любой банковской карты можно на различных интернет-сервисах.
В последнее время у омичей набирает популярность сервис «Личный кабинет» на сайте нашей компании - поставщика ресурса. Это удобно тем, что можно не только вовремя заплатить за газ, но и передать показания, а также следить за состоянием своего лицевого счёта: отслеживать задолженность или переплату. Также на сайте доступна услуга оплаты без регистрации в «Личном кабинете». Подробности можно узнать в разделе «Оплата за газ» на сайте.
Следует учитывать, что несвоевременные платежи существенно увеличивают переплату. Законом предусмотрено начисление пени (п. 14 ст. 155 ЖК РФ): при задержке платежа на срок от 31 до 90 дней - 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, от 91 дня и более - 1/130 ставки, действующей на день фактической оплаты.
Если абонент не платит за газ два и более месяца, то поставщик газа по закону вправе отключить должника от газовой сети (постановление правительства РФ № 549). Есть нюанс: частичная или неполная оплата также является основанием для отключения. Поэтому не стоит думать, что, оплатив часть ежемесячного платежа, потребитель защищён от отключения.
Также хочу напомнить, что кампания по отключению природного газа, используемого на пищеприготовление, проводится поставщиком ресурса в течение всего года, а для отопления - после завершения отопительного сезона. То есть сейчас, летом, как раз идёт массовое отключение должников.
Предварительно абонентам-должникам направляется уведомление об отключении и его причинах. Если после уведомления сумма долга не погашается в течение 20 дней, прекращают подачу газа. Чтобы восстановить газоснабжение, нужно не только погасить имеющуюся задолженность, но и оплатить услугу отключения-подключения к газовой сети специализированной организации - порядка 5000 рублей, и часто эта сумма превышает сумму долга».