Примерное время чтения: 9 минут
220

Ей некогда болеть! Диабетик из Ставрополя исследует Россию на мотоцикле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ в Омске № 30 28/07/2021
Наталья измеряет уровень сахара в крови перед отправлением в дорогу.
Наталья измеряет уровень сахара в крови перед отправлением в дорогу. / Наталья Виркунен / АиФ

Наталья Иванова - общественница и активистка из Ставрополя. 27 лет она живёт с инсулинозависимым сахарным диабетом 1-го типа, но при этом умудряется не просто жить полноценно, но и организовывать опасные приключения самой себе.

В 2016 году она совершила восхождение на Эльбрус (5642 м) в рамках проекта общественного движения. В 2018-м - два велопутешествия на трёхколёсном велосипеде, одно из них по маршруту Ставрополь -Тюмень (3000 км). В 2019 году покорила замёрзший Байкал в рамках 200-километрового трейла «Ледовый шторм». Сейчас прокладывает путь из Ставрополя во Владивосток и обратно, в одну сторону это 6765 км пути. В своём мотопутешествии Наталья подробно рассказывает другим о диабете. Когда Наталья проезжала через Омск, корреспондент нашего издания успела с ней встретиться.

Путешествие с акцентом

Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Наталья, откуда в вашей жизни по явился диабет?

Наталья Иванова: Я болею с 17 лет. Несмотря на то что заболевание сложное, хочу дать понять людям, что с ним можно жить. Да, у меня на полном контроле и питание - в строго отведённое время, а в ход идут только полезные продукты. Но если точно соблюдать все предписания врачей, вовремя контролировать уровень сахара и корректировать его - про недуг порой забываешь.

Важно также быть чем-то увлечённым, как я своими путешествиями и общественными проектами. Узнав о путешествии и услышав мою историю, люди обратят внимание на первые симптомы и особенности этого заболевания. Возможно, это поможет вовремя остановить или предупредить эту болезнь у себя или близких.

- Расскажите о путешествии.

- Не первый год я путешествую на дальние расстояния. В 2018-м и 2019-м делала это на велосипеде. Сейчас у меня некое продолжение проекта: еду по стране на мотоцикле и веду разъяснительные беседы о диабете. Еду в сторону Владивостока, это будет крайней точкой. Затем предстоит обратный путь с некоторыми изменениями по трассе - через Казахстан и Южный Урал.

Наталья давно путешествует на дальние расстояния.
Наталья давно путешествует на дальние расстояния. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

- К вашему мотоциклу прикреплены огромные сумки. Что вы перевозите?

- Обычный набор путешественника: еда, вода, одежда, гигиенические принадлежности, палаточное снаряжение. Иногда палатка идёт в ход, если больше негде переночевать. Есть особый чемодан - с принадлежностями и медикаментами для диабетика. Всё вместе примерно 60 кг.

- Сколько в среднем километров преодолеваете в сутки?

- Измерять уровень сахара мне необходимо каждые полтора-два часа. Приходится делать остановки. В остальном же проезжаю совершенно разные дистанции. Максимальный отрезок преодолела на пути к вам по дороге из Волгограда: про ехала 600 с лишним километров.

- Разгул коронавируса не пугает?

- Во-первых, три месяца назад сделала прививку. Во-вторых, при общении всё же соблюдаю меры безопасности.

Не выносить приговор

- Как пришли к мысли о просветительских проектах?

- Получилось случайно. Просто я всегда была и остаюсь очень активной. В 2016 году совершила восхождение на Эльбрус в группе людей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме меня стойкость проявляли слабовидящий, слабослышащий, астматик.

В 2018 году, как уже говорила, отправилась на велосипеде в Курган. Тогда ещё не было какой-то определённой концепции путешествия - поехала к родственникам. В Казахстане встретилась с представителями общественной организации, которая помогает детям с ограниченными возможностями. Поняла, что этих людей неординарные вещи вдохновляют, а я много чего могу им показать.

Во время нынешнего путешествия уже побывала в Казани и встречалась с общественной организацией. Там были дети, больные диабетом, подростки и ребята от 10 лет. Мне задавали очень много вопросов: как питаюсь, как ввожу инсулин, что делаю, когда низкий или высокий сахар. И я понимаю, что мой пример их вдохновил.

- Мотоцикл вас не подводит?

- Это мой второй мотоцикл на этом пути. Первый, более скромный по объёму двигателя, из Ставрополя доехал только до Москвы, нужно было долго устранять поломку, времени ждать в столице не было. Совершенно случайно новый мотоцикл нашёлся во Владимире. Он оказался более крепким, выносливым, мощным - как раз то, что нужно для дальних расстояний. Но в то же время подходящим и лёгким в управлении для новичков. Ведь это мой первый мотосезон.

Байки о байкерах

- Сейчас вы вливаетесь в байксообщество: в городах вам оказывают помощь люди, увлечённые странствиями на мотоциклах. Что можете сказать об этой культуре?

- Байкером я пока себя не ощущаю, у меня ещё мало историй, мало опыта. Но эти люди - реальное братство. Незнакомые тебя встречают как родного человека, стараются помочь. Под Тюменью на колесе выросла грыжа, её устранили. В Омске меня тоже встретили и помогли починить руль - на подъезде к городу я не удержала мотоцикл, упала, серьёзно повредила его.

- До путешествий чем занимались?

- По образованию я юрист, у меня частная практика. Путешествия - только часть моей жизни в летний период. В остальное время, как все, работаю, воспитываю детей. Даже сейчас каждый день на связи, отвечаю на вопросы клиентов.

- Какие проблемы у диабетиков сейчас?

- Это обеспечение инсулином, теми его видами, которыми диабетик пользуется. Иногда диабетиков переводят на тот инсулин, которым он никогда не пользовался. Это выбивает из колеи, заставляет людей нервничать, менять привычки, распорядок, да и сам инсулин ещё может не подойти. А другого-то не дадут!

Выдают недостаточное количество тест-полосок, которые необходимы для измерения уровня сахара в крови. Я сейчас в рамках путешествия трачу 6-10 полосок в день. Это никак не входит в нормы и стандарты здравоохранения.

Иголок для шприц-ручек тоже не хватает. А у детей ещё больше вопросов, потому что детям-диабетикам нужны определённые условия при летнем отдыхе, особое питание в школах, реабилитация в санаториях, ежегодная медпомощь. Наличие тест-полосок для них жизненно необходимо: за 10 минут уровень сахара с нормального может резко упасть до критических показателей, наступит кома.

Путешественница каждый день поддерживат связь с родными. Фото: АиФ

Рискует каждый пятый

- То есть вы считаете, что вопросам диабета в стране уделяют мало внимания?

- Я бы сказала да. Нужна общероссийская программа с учётом многих нюансов, как в Ставрополе, где был принят пошаговый план решения проблем. Наша эндокринологическая служба организована очень качественно, есть централизованный диспансер, и это удобно. В среднем, каждый пятый человек сегодня болен диабетом, может, даже не выявленным, в скрытой форме. При этом далеко не во всех регионах достигнут должный уровень медицинской помощи. Как правило, это единичные эндокринологи в различных поликлиниках, и далеко не во всех.

- В Омске вам удалось с кем-то встретиться?

- Нет, омские общественники и чиновники не нашли времени, а жаль. Насколько мне известно, здесь достаточно много проблем по этой теме.

- Самые яркие впечатления от путешествия.

- Больше всего впечатлений набираюсь от байкеров, слушаю их рассказы о дальних путешествиях. Очень интересные жизненные ситуации.

- Омск понравился?

- Видно, что город у вас большой и жизнь здесь бурлит. Наверное, дороги могли быть и получше, но так почти везде.

- Ваша семья как относится к поездкам?

 - Переживают, конечно. Но мы каждый день на связи. Я ведь и сама учу своих детей: мне важно то, что важно им, каждый сам выбирает для себя приоритеты. И если я считаю, что такому путешествию нужно уделить время и силы, они понимают. Это некое проявление себя.

- Самые красивые города на российской карте?

- Понравилась Казань, хотя я в неё давно влюблена. Пришёлся по душе Воронеж, понравились информационные стенды о городе. Владимир поражает сохранностью исторических уголков. В Орле понравились жители, их организованность социальной жизни, у них поразительно продуманная инфраструктура для пожилых, для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Города и дороги

- А где самые плохие дороги?

- В этом году много ремонта на трассах, особенно на федеральных. Видно, что меняется этот вектор.

- Инфраструктуры для путешествий на трассах вам тоже хватает? Всё-таки сейчас много говорят о внутреннем туризме. Вы видите какое-то продвижение?

- Всегда можно делать лучше. Например, на специально отведённых для транспорта парковках вдоль трасс зачастую есть мусорные баки, а туалетов нет. Рядом лес - и этим всё сказано. Российская действительность… А там, где туалеты есть, они ужас ные. Бывает, километров 300 - 400 вообще ничего нет. Но это, наверное, обусловлено потоками транспорта.

- В следующем году у вас будет небольшая передышка, а дальше?

- Планы есть. Я намерена подняться на Эльбрус и организовать на горной вершине лагерь для больных диабетом детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах