В первые дни весны в Красноярске официально объявили о массовом отравлении школьников: 91 пострадавший из 25 школ города попал в больницу. Пока контролирующие органы выясняют причины. По заявлению красноярской мэрии качество школьной еду должен был контролировать специально созданный центр питания. А как обстоят дела с контролем еды в Омске?
Откуда будете?
«Удельный вес импортируемой молочной продукции, не отвечающей требованиям по микробиологическим показателям, ухудшился», - сообщается в официальном отчёте Роспотребнадзора.
Если в 2019 году некачественных проб ведомством обнаружено не было, то в 2020-м, даже несмотря на снижение количества заборов проб, их стало заметно больше - 16,7%.
Даже школьники знают, что подавляющую часть государственных контрактов заключают по принципу «чем дешевле, тем лучше». За три копейки поставщики товаров и услуг обещают соблюсти все требования госзаказа. На деле не справляются и в итоге увеличивают маржу, грубо снижая качество.
Пока обречены на дешёвый контракт
Добросовестные производители молочной продукции признаются, что зачастую конкурировать по цене в тендерах социальной сферы невозможно. Потому что недобросовестные производители предлагают цену ниже себестоимости.
В итоге воспитанники детских садов, ученики школ и пациенты медучреждений получают к столу рафинированные жиры вместо молочных продуктов. Из 61 лабораторной пробы отобранной молочной продукции в 2020 году не то что некачественными, откровенно фальсифицированными оказались 18. По каждому случаю омским Роспотребнадзором составлен протокол об административном правонарушении, всего наложено штрафов на сумму 877 тыс. руб. Изъято из оборота 22 партии недоброкачественной молочной продукции общим объёмом 160,7 кг.
«Если мы выявили фальсификат, отзываем декларацию, штрафуем, пишем письмо в министерство или департамент образования либо здравоохранения», - рассказывает о санкциях начальник отдела государственного ветеринарного надзора на государственной границе РФ и транспорте управления Россельхознадзора по Омской области Алексей Харин.
По-хорошему, минобр или минздрав должен разорвать контракт с недобросовестным поставщиком. Но сделать это непросто: на проведение торгов и все процедурные мероприятия по оформлению следующего договора закон даёт три дня. Иначе дети останутся голодными. А пока старый документ действует, новый договор заключить нельзя.
Точечные меры
Ежегодно в регионе тратят 20 млн руб. только на лабораторный мониторинг качества продуктов питания. Несколько лет назад внедрили ФГИС «Меркурий», система позволяет отследить всю производственную цепочку от коровы до полки в магазине, увидеть, из чего продукция сделана, какой объём сырого молока поступил на молокозавод, и проверить, соответствует ли он объёму готового продукта.
«В социальной сфере лабораторный мониторинг стали проводить лет пять назад. Ежегодно отбираем 200-250 проб в год. В 2020 году была отобрана 61 проба, проведено 488 исследований, в 22 случаях выявлена некачественная и опасная пищевая продукция», - добавляет Алексей Харин.
Пандемия сыграла не в нашу пользу: проб стало меньше. Да и практика показывает, что точечных усилий пока недостаточно. Работа с госучреждениями по контракту остаётся одной из немногих сфер, где предприниматель может гарантированно получить прибыль. Конкуренция растёт, а цена и качество падают. Эксперты не раз называли выгоду нечистого на руку производителя: рыночная стоимость натуральной и качественной продукции дороже в разы. И если производителя поймают за руку, он в худшем случае отделается весьма терпимым для себя штрафом.
Выходит, бороться с фальсификатом на молочном рынке при помощи проб долго и не всегда эффективно. Участники рынка высказываются о необходимом комплекс ном подходе, жёстком контроле по всем звеньям торговой цепочки, государственной поддержке производителей сырья. Если в регионе будет много дешёвого молока и собственной продукции, заниматься изготовлением фальсификата и везти из других регионов станет нецелесообразно.