Подготовка кадров для флота началась в Сибири в 1920 году. Сегодня подготовку кадров для отрасли водного транспорта осуществляет Омский институт водного транспорта, который входит в состав Сибирского государственного университета водного транспорта.
О том, как развивается учебное заведение, редакции «АиФ в Омске» рассказала директор Омского института водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», кандидат педагогических наук, доцент Елена Заславская.
Курс на цифровизацию
Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Елена Алексеевна, одна из актуальных на сегодня проблем в сфере профессионального образования - как учить в условиях объявленной пандемии?
Елена Заславская: Институт водного транспорта готов к вызовам. В 2018 году была разработана и успешно внедрена в учебный процесс электронная образовательная среда, которая применялась студентами заочной формы обучения. Элементы её использовались и в работе со студентами-очниками. Благодаря этому мы безболезненно для студентов и преподавателей перешли на дистанционное обучение.
С первого дистанционного учебного дня коллектив преподавателей понял, что сейчас не время расслабляться, мы должны проявить свою волю и профессионализм. Ежедневная связь через соцсети, телефонные разговоры - всё это легло на плечи деканов факультетов и кураторов. Можно сказать с уверенностью, что наши студенты в такой сложный период не оказались брошенными.
С курсантами, которые получают среднее профессиональное образование на базе 9-ти классов, переход на удалённый режим обучения прошёл динамично. Во-первых, мы постарались максимально быстро расселить общежитие, где у нас проживают несовершеннолетние курсанты. Во-вторых, выбрали платформу для проведения дистанционных учебных занятий. В-третьих, все классные руководители находятся на связи с курсантами и родителями и при возникновении сложностей помогают найти выход из ситуации.
Дистанционная работа - это экзамен на прочность для образовательного учреждения. Это новая возможность в развитии образовательных услуг института. Мы понимаем, что будем учить очно, у нас есть тренажёры, лабораторная база, а будущий инженер или капитан должен всё потрогать своими руками, изучить процессы. Пришло понимание того, что мы будем применять дистанционную форму обучения, когда наши студенты и курсанты будут в навигациях.
- Защита выпускных квалификационных работ и дипломов тоже пройдёт дистанционно…
- Да. Приказ Министерства образования и науки РФ предписывает проводить дистанционную защиту квалификационных работ. Наш институт готов к этому. Все организационные процессы налажены, студенты и курсанты знают, что нужно делать и в какой момент им нужно выйти на видеосвязь с Государственной комиссией. Флотская дисциплина, впитанная в процессе всего периода обучения, сказывается и здесь. Уже начались видеопредзащиты выпускных работ на кафедрах и отделениях.
- Сколько у вас выпускников 2020 года?
- У нас в этом году выпускается 230 человек, получающих среднее профессиональное образование, и 100 человек - высшее.
- Приёмная кампания пройдёт онлайн. Многие родители и выпускники переживают по этому поводу…
- Да, система приёма меняется. Но не меняется наше отношение к абитуриентам. Мы рады видеть всех в нашем вузе. Приглашаем поступать к нам. Стоит отметить, что в этом году по высшему образованию мы не стали поднимать минимальные баллы ЕГЭ для выпускников 11-х классов. По высшей школе бюджетных мест стало больше, мы должны набрать 126 человек, по среднему профессио нальному образованию - 225. Сейчас вуз активно представляет себя в соцсетях, в мае прошли дистанционные дни открытых дверей.
С 20 июня на сайте вуза будет осуществляться онлайн-приём документов для абитуриентов. Сейчас приёмная комиссия всегда на связи по телефону горячей линии. Работаем по принципу 24/7.
От моториста-рулевого до инженера-механика
- Какова сейчас статистика трудоустройства? Где работают выпускники института?
- Показатель трудоустройства выпускников - 80%. Около 30% выпускников среднего профессионального образования идут на высшее образование. Выпускники института работают в организациях отрасли водного транспорта не только речных, но и морских. География трудоустройства обширна и не ограничивается только ОбьИртышским бассейном.
- Важная составляющая обучения - практика.
- В Омском институте водного транспорта процесс прохождения всех видов практик налажен чётко. Первая производственная практика у обучающихся всех ступеней института начинается с 18 лет. Студенты уходят на практику после 1-го курса, курсанты в основном после 2-го.
Практика - это первый шаг в построении карьеры по специальности. Маршруты разные: Иртыш, Обь, Обская губа с выходом в Карское море, Амур, Енисей, Лена и ряд малых труднопроходимых северных рек.
Обучающиеся института направляются на практику в организации: ФБУ «Администрация «ОбьИртышводпуть», АО «Иртышское пароходство», АО «Омский речной порт», ООО «Южная судоходная компания», АО «Омсктранснефтепродукт», «Амурское пароходство», АО «Енисейское речное пароходство», ФБУ «Администрация Ленского бассейна».
- У вас создан попечительский совет, каковы его функции?
- Попечительский совет - это великое дело. Мы его создали в 2015 году. Убедились, что разговоры про крепкую дружбу и сплочённость флотских людей - не просто слова, действительность. Мы только объявили о наших намерениях, как сразу же 20 руководителей отраслевых предприятий написали заявление на вступление в совет, который решает серьёзные задачи: первая - это совместная подготовка специалистов. Государственную аттестационную комиссию возглавляют члены попечительского совета; руководители предприятий, как производственники, включены в учебный процесс. Совет согласовывает наши учебные программы, материалы, курсы, которые внедряются в учебные планы. Они корректируют контрольно-измерительные материалы, которые используются на зачётах и экзаменах.
- Если хочешь получить хорошего специалиста, начни его готовить сам?
- По этому пути мы и идём с нашими попечителями. Работо датель заинтересован в скорейшей адаптации специалиста к новому месту работы. Мы живём в век перемен, нам нужна мобильность, быстрая реакция. Мы взращиваем специалиста совместно. При прохождении практики студенты и курсанты трудоустраиваются в штатные должности, получают хорошую заработную плату. Лучшим из лучших попечители назначают именные стипендии по итогам учёбы и прохождения практики. В нашем вузе созданы все условия, чтобы хорошо учиться.
Бал Ушакова. И не только
- Студенчество - пора особая, не только учёбой живут студенты.
- В институте создана система воспитательной и внеучебной работы. За все эти годы сложилась чётко выверенная позиция в воспитании. Первое, с чего оно начинается, - дисциплина. На флоте без этого нельзя.
В вузе утверждён распорядок дня. Учебный день начинается с построения и поднятия Андреевского флага. После строевого развода - завтрак. Вуз обеспечивает бесплатным трёхразовым горячим питанием студентов и курсантов. Учебные занятия проходят до 13.30. В 14.00 обед, а далее начинается самое интересное время для молодёжи.
Работают спортивные секции, проходят творческие занятия - вокал, музицирование, театр. Осуществляется самоподготовка в общежитии. Много лет существует духовой оркестр. Ребят, даже тех, кто не знает нотной грамоты, учат играть на музыкальных духовых инструментах. Педагоги института находятся в поисках новых интересных форм внеучебной работы. В 2016 году мы организовали и провели первый городской бал Ф. Ф. Ушакова. Организатор и идейный вдохновитель - легендарный выпускник И. И. Яновский. В этом году бал организовали в музее им. М. А. Врубеля. Помог с организацией наш попечитель С. Г. Сандулов. На ребят и их родителей эти роскошные музейные интерьеры произвели особое впечатление, что, несомненно, только на пользу эстетическому воспитанию.
Сейчас корпус воспитателей и педагогов не остановил воспитательную работу, мы её перенесли в дистанционный формат. Обучающиеся посещают онлайн-выставки, проходят удалённые классные часы, 9 мая у нас прошёл онлайн-митинг.
- В завершение хотелось бы узнать, каковы перспективы образовательного учреждения?
- Главное - в любой критической ситуации находить возможности для развития. Сейчас много говорится о том, что на Иртыше надо активно возрождать судоходство, а в регионе - судостроение. Это возможность развития вуза, определённые шаги в этом вопросе мы уже делаем. А со всеми проблемами мы справимся - ведь мы люди флотские!
На правах рекламы.