Но мало кто задумывается над тем, что у детей есть ещё два этапа в школьной жизни, которые являются не менее тяжёлыми, чем первый класс. Мы говорим о пятом и 10-м классах.
Как помочь пяти- и десятиклассникам адаптироваться к возросшим нагрузкам в школе? С какими трудностями они сталкиваются, и что нужно сделать родителям, чтобы помочь своим детям? На эти вопросы корреспондента «АиФ в Омске» отвечает психолог Елена Дель.
Большие нагрузки
Елена Дель |
«Сложности с адаптацией у пятиклассников связаны с новой организацией учебного процесса. У них появляется много новых учителей, и нужно запомнить, кого как зовут, у каждого свои требования к учащимся. Начальные классы располагаются в отдельном крыле школы или даже в отдельном здании, поэтому пятиклассникам приходится привыкать к новой обстановке и учиться в ней ориентироваться. Также иногда классы могут переформировать, и пятиклассники приходят в незнакомый коллектив, детям приходится заново знакомиться. Эти перемены могут привести к стрессу. Если ребёнок в начальной школе был очень активным, занимался в нескольких кружках, то в пятом классе из-за возросшей нагрузки его организм может дать сбой - начнутся заболевания, - рассказала Елена Дель. - Родителям нужно внимательно следить за состоянием здоровья ребёнка, смотреть, чтобы соблюдался режим дня, чтобы нагрузка была соразмерной. Но это не значит, что нужно прекратить посещение кружков по интересам и спортивных секций. Просто следует вместе с ребёнком определить приоритеты, решить, какие занятия важнее.
Также нужно учить ребёнка быть самостоятельным. Многие родители с первого класса помогают детям учить уроки. Такая помощь - палка о двух концах. Если в первом классе это допустимо, то в пятом ребёнок должен уметь готовить домашние задания самостоятельно. Родителям следует лишь проверять наличие выполненных заданий, помощь допустима, если ребёнок просит о ней, но только в виде консультаций и небольших подсказок.
Важно, чтобы родители научили ребёнка организовывать свою деятельность: планировать время, чтобы нагрузка и отдых были распределены равномерно и чередовались, правильно вести свои личные документы, а именно дневник, уметь содержать рабочее место в порядке».
Свобода и ответственность
«Одна из трудностей адаптации при переходе в старшую школу, с которой сталкиваются дети, - переформирование классов по направлениям или переход в другую школу, а также возросшие требования педагогов к школьникам - десятиклассники нацелены на подготовку к ЕГЭ и все силы посвящают именно этому. Учителя требуют от детей полной самоотдачи, что иногда приводит к бунту среди учащихся. В этой ситуации родители зачастую выступают в роли буфера между подростком и учителями, сглаживая острые углы в их взаимоотношениях, - делится психолог. - Помимо этого, могут возникать психологические проблемы в семье - между родителями и подростком, который хочет самостоятельности. Взрослым нужно быть корректными, уважать мнение ребёнка и считаться с ним, помнить, что тот имеет право на личное пространство. Родителям придётся научиться договариваться со своим взрослым чадом.
К 10-му классу дети, как правило, уже должны определиться с будущей профессией и начать подготовку к экзаменам по необходимым предметам. Процесс выбора специальности очень сложен, поэтому ошибки неизбежны. Задача родителей - помочь ребёнку определиться, поддержать его выбор, потому что поменять профиль будет трудно - подростку придётся сдавать академическую разницу по школьным предметам.
Но не все дети после девятого класса идут в 10-й. Многие выбирают учёбу в колледже. Здесь родителям тоже нельзя оставаться в стороне, так как дети ждут от них поддержки, одобрения.
Особое внимание нужно уделить развитию общеучебных навыков ребёнка, то есть проследить, насколько он умеет самостоятельно добывать информацию, конспектировать, анализировать её, правильно оформлять письменные работы - это пригодится в дальнейшей жизни».