aif.ru counter
360

Одна няня - на всех! Изнанка детсадовской жизни в Омске

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ в Омске 17/02/2016
Число мест в детсадах увеличивается за счёт роста количества детей в группах.
Число мест в детсадах увеличивается за счёт роста количества детей в группах. © / Максим Кармаев / АиФ

Детский сад – первая ступень общего образования, которое должно быть доступно всем. Теоретически! На деле же получается, что зачисления в дошкольное учреждение можно ждать долго и нервозно, словно в престижный вуз. Но даже выдача заветной путёвки ещё не означает, что перед ребёнком открыта дорога к знаниям.

В начале февраля в одном из омских детских садов 6-летняя девочка поскользнулась на лестнице и сломала позвоночник. Малышка неудачно упала или ступеньки не были очищены от снега – пока не ясно, следствие выясняет обстоятельства трагедии. Важно другое: ребёнок получил серьёзную травму там, где этого никак не должно было случиться! Полицейские проводят проверку, опрашивают воспитателей и родителей. Но время вспять не повернёшь…

Раскадровка не та

«Мне трудно представить, как бы я реагировала, если бы подобное случилось с кем-то из моих детей, - говорит Алина Пентюхова, мама троих детей. – Оставляя детей в детском саду, родители должны быть уверены, что с ними ничего плохого не случится, а у нас в городе то одно, то другое ЧП. В прошлом году ребёнок на крышу третьего этажа залез во время тихого часа, сейчас произошла беда, по-другому не скажешь. Куда смотрят воспитатели? Как набирают сотрудников? Непонятно!»

Екатерина Спехова

За ответами на эти вопросы, как говорится, далеко ходить не надо. Около месяца назад Екатерина Спехова, директор городского департамента образования, заявила, что в дошкольных учреждениях катастрофически не хватает кадров.

«Раньше могли привлечь молодёжь тем, что ребёнку мамы-воспитателя вне очереди давали место в детском саду, - заметила Екатерина Витальевна. – Это был стимул, женщина выходила на работу и ребёнка с собой приводила. После того, как эту льготу отменили, нам нечего, кроме зарплаты, предложить педагогам».

А она, как известно, жиденькая. 12-15 тысяч рублей  – это максимум, на который можно рассчитывать. Вот и выходит, что приходят в дошкольные учреждения не самые ответственные специалисты. Наверняка, найдутся те, кто с пеной у рта станут доказывать, что это дети, всякое может случиться. Но воспитатель на то и получал образование, чтобы предусмотреть эти самые «всякие» случаи. К слову, имеют высшее образование на данный момент только 60% воспитателей.

Высшее образование есть только у 60% воспитателей.
Высшее образование есть только у 60% воспитателей. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Родительское недовольство дошкольным образованием крепнет день ото дня. И причины налицо. «Народный фронт» провёл анкетирование мам и пап, чтобы проанализировать удовлетворённость качеством образовательных услуг в детсадах Омска. Всего опросили 190 человек. На первый вопрос, сколько времени ожидали попадания в детский сад, 67 человек ответили, что получили путёвки вовремя. Некоторые обозначили сроки ожидания от четырёх месяцев до полутора лет. Сложности при получении путёвки отметили 41%, у 48% этот процесс прошёл без проблем. У 12% детский садик находится далеко от места проживания. При отслеживании очереди 13% лично приходили в детский сад, 27% - в городской отдел образования, 28% воспользовались услугами электронной очереди.

Если был бы выбор между частным и муниципальным детскими садами, то 31% предпочли бы частный. Однако позволить себе это могут только 13%. Большинство, а именно 92%, удовлетворены профессионализмом педагогов, взаимоотношениями сотрудников с детьми и родителями, присмотром и уходом, воспитательно-образовательным процессом. Особое внимание стоит обратить на то, что 43% полностью не удовлетворены состоянием материальной базы, 21% - частично. 29 человек считают, что ситуация улучшится, 124 – что ничего не изменится, а 37 – что ухудшится.

Около трети родителей предпочли бы частный садик. Но частный - не всегда значит хороший. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Не до присмотра!

Родители говорили о наполняемости групп. Дело в том, что утверждены изменения в СанПиНы, согласно которым количество детей в группе зависит только от игровой площади учреждения. Эти изменения привели к увеличению средней численности ребятишек в одной группе. То есть количество мест увеличивается за счёт увеличения количества детей в группе. В результате не хватает кроватей, посуды, шкафчиков. На одного воспитателя 30-35 детей, одна няня на две группы! Есть и замечания по питанию. Родителей «добровольно-принудительно» заставляют сдавать деньги на материальную базу. При этом нет игровых площадок для детей, в спальных комнатах холодно из-за старых окон.

В таких условиях многие родители уже согласны устроить ребёнка в частный детский сад. Но и их в городе не так много.

 
Анатолий Маврин

«Существует несколько административных барьеров негосударственного сектора дошкольных учреждений. Первый - соотношение реальных получаемых субсидий на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми и затрат на содержание ребёнка сегодня составляют от 10 до 15% родительской оплаты, - говорит Анатолий Маврин, заместитель директора НОУ ДОО «Центр образования и развития». - Эти деньги мы можем направить на оплату труда, обеспечение доступа к Интернету, дополнительное профессиональное образование педагогов, приобретение учебников  и обеспечение безопасности детей. Мы очень рады такой поддержке со стороны органов власти, но ни для кого не секрет, что многие образовательные организации занимают площади, на которых находятся на правах аренды. Это значительная статья расходов для любого бюджета, и мы хотели выступить с предложением, что те деньги, которые мы получаем в форме субсидий, могли также направить на оплату аренды наших помещений».

Второй барьер - большинство зданий, используемых негосударственным сектором – это площади, которые были реконструированы и приспособлены под садики. Чтобы сейчас открыть детский сад, учредителям нужно потратить стразу от 2 млн до 10 млн рублей. Если говорить об окупаемости этих проектов, то речь идёт о десятилетиях.

Чтобы открыть детский сад, требуется от 2 млн до 10 млн рублей. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Ещё одно препятствие - существуют трудности в выполнении всех норм и правил, предъявляемых  СанПиНами, «Роспотребнадзором, пожарной инспекцией. Проблемы возникают при строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию зданий детских садов. Это влияет на создание новых мест и открытие садиков, - добавляет Маврин. - Четвёртый барьер касается сертификата дошкольника - возмещения платы за пребывание, питание и образование ребёнка в частном учреждении. Дело в том, что образовательные организации Омска нуждаются в государственном софинансировании. И нам бы хотелось, чтобы эти гарантии были выполнены на все 100%. Потому что бюджеты наших учреждений верстаются в июле-августе каждого года. И если мы, например, запланировали содержание детей в 2015 году по фиксированной стоимости, то должны выполнить обязательства. И если в наши бюджеты заложено госфинансирование, то не хотелось бы, чтобы оно было остановлено по разным причинам. Страна и область, в частности, находятся в сложной ситуации».

В пример приводят положительный опыт Красноярска, который позволил многим семьям отдать ребёнка в негосударственный садик. Мэр с депутатами горсовета и Заксобрания согласно федеральному закону № 184 ещё в 2013 году установили меру соцподдержки родителей. А именно - компенсацию материальных затрат родителей, имеющих детей в возрасте 3-7 лет, на услуги по присмотру и уходу за детьми, которые оказывают частные дошкольные организации. Они заложили в бюджет сумму в размере 8 тыс. рублей на каждого ребёнка. И если, например, пребывание стоит 8 тыс. рублей, то компенсация полностью покрывает расходы, если же больше, то остальное доплачивают родители. Такая «скидка» позволила бы и многим омским семьям не ждать очереди в детский сад.

30-35 детей приходится на одного воспитателя. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Не за бесплатным образованием

Сергей Канунников, министр образования Омской области:

Сергей Канунников

- В педагогические вузы должны попадать не те, кто просто хочет получить бесплатно высшее образование, а те, кто способен, хочет и умеет работать с детьми. Они по определению должны хорошо относиться к этой категории граждан нашей страны. Любой человек, окончив вуз, начинает с незначительных должностей, окладов. А потом в силу его профессиональных качеств они меняются. Поэтому говорить, что всё безнадёжно, я не могу, потому что за пять лет более чем в два раза - с 20% до 50% - выросло количество выпускников педуниверситетов, которые пошли работать в образовательные организации. Есть меры социальной поддержки, возможность у самого молодого специалиста проявить себя, аттестоваться и получать больше. У нас много проектов, которые направлены на то, чтобы студенты понял, куда он собирается идти не к концу бакалавриата или магистратуры, а в начале обучения.

За пять лет более чем в два раза - с 20% до 50% - выросло количество выпускников педуниверситетов, которые пошли работать в образовательные организации.

Война за окна…заведующей

Виталия Пилютина, представитель родительского комитета детского сада № 259:

Виталия Пилютина

- Я помню, как пару лет назад во время тихого часа на ребёнка в нашем детском саду упала часть окна и очень серьёзно повредила ему голову. В течение года ходили по инстанциям, но помогать нам никто не собирался. С момента введения в эксплуатацию здания там не менялись оконные блоки, они уже сгнили. Мы были на приёме у министра, замгубернатора, директора департамента. Обратились в суд, и только тогда в детском саду на бюджетные деньги заменили окна, но не в игровых и спальных комнатах, а в кабинете заведующей, пищеблоке и на лестничных пролётах. Можете себе представить?! Вот ради чего мы год воевали с властями, силовыми структурами города Омска. Дети не защищены, каждый день рискуют и подвергаются опасности. Никто и вспоминать даже не хочет, что образование в первую очередь должно быть безопасным!

Берём не качеством

Сергей Метелев, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» «Народного фронта»:

Сергей Метелев

- В регионе решена проблема 100%-ной доступности дошкольного образования для детей от трёх до семи лет, но не решены многие вопросы обеспечения качественного доступного школьного образования. Сегодня меняются требования родителей к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если раньше охрана здоровья и присмотр за детьми были основными, то теперь больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования. Среди основных проблем - перегруженность групп в отдельных садиках Омска, недостаточность финансирования для обеспеченности дошкольных учреждений в полной мере новым оборудованием, низкий престиж профессии педагога, низкий уровень оплаты труда обслуживающего персонала, высокая текучесть кадров, отсутствие единой общероссийской методики ранжирования льготной и прозрачности электронной очереди.

За рубежом к воспитанию и развитию детей подходят творчески. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Кстати

Внешний вид многих европейских детских садов значительно отличается от тех, что мы привыкли видеть в своей стране. У нас это либо обычное здание, либо с украшением в виде картин, выложенных мозаикой – советское наследие. Зарубежные архитекторы, проектируя детские сады, сразу задумываются о том, что у ребёнка с самых малых лет должны появиться способности фантазировать, мыслить и творить. Поэтому в дошкольных учреждениях Европы можно встретить порой самые необычные решения: особые конструкции зданий, обилие ярких цветов, замысловатые формы веранд на улицах. Иногда игровые площадки размещают и на крышах – часто у детей появляется желание поиграть там. Кроме того, садики строятся в очень быстром темпе – используют новейшие  строительные технологии. Это могут быть сэндвич-панели или готовые блоки. Мебель в таком садике может быть тоже оригинальной и причудливой – насколько далеко зайдёт фантазия дизайнера. При этом всё, что находится внутри, в основном выполнено из натуральных материалов.

Что касается воспитания, в Европе существует огромное количества различных вариантов. Родители сами выбирают, каким образом должен получать дошкольное образование их ребёнок. Например, в Норвегии уклон в сторону природы. Множество лесов и парков дают возможность воспитывать детей прямо на открытом воздухе. Словно туристов, ребятишек одевают в непромокаемые тёплые комбинезоны, а в рюкзаки кладут ланч-бокс. Обедают воспитанники за большим деревянным столом под тентом, сюда им приносят горячую еду. При этом здесь действительно «у природы нет плохой погоды» - в любом случае ребята проводят весь день на улице.  

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах