591

Экзамены в эпоху пандемии. Как медуниверситет Омска воспитывает врачей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ в Омске № 22 26/05/2020
Александра Горбунова / АиФ

Пандемия значительно повлияла на все сферы нашей жизни, и приёмная кампания 2020 года в России не исключение.

Что изменил коронавирус и как теперь поступать в вуз? Для всех ли образовательных организаций приемлемо дистанционное обучение?

На эти и другие вопросы редактору «АиФ в Омске» ответила ректор, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой факультетской терапии, профессиональных болезней ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава РФ, руководитель группы «Наука» научно-образовательного медицинского кластера СФО «Сибирский», главный внештатный специалист-терапевт Минздрава России по Сибирскому федеральному округу Мария Ливзан.

Врач – это интеллект и душа

Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Мария Анатольевна, с введением дистанционного обучения студентов в медицинском вузе принцип, что будущий врач учится у постели больного, будет полностью нарушен. Как же быть?

Мария Ливзан: Мы врачей учим не несколько месяцев. На это уходит несколько лет. На самом деле очевидно, что новые условия оказались достаточно сложными не только для нас, но и для других вузов, для тех учреждений, которые работают в сфере профессионального образования. Кстати, и для средней школы, где, казалось бы, никаких сложностей не должно было быть.

Мы не знали, как долго продлится ситуация, поэтому мы дооснастили свой сервер, за что большое спасибо нашему IT-отделу. Электронные образовательные технологии вошли в обучение. Другое дело, что классическое медицинское образование - это образование действительно полностью контактное. И никто этого не отменит.

- Студент медицинского вуза - особенный. Как бы вы определили, какой он?

- В нашем студенте должно быть сочетание двух факторов. Первый - интеллектуальный: студент должен быть готов к освоению огромного объёма информации. Второй - врач не может состояться без определённых душевных качеств. Ты будешь прекрасным интеллектуалом, но не сможешь работать с людьми. Поэтому мы говорим абитуриентам: перед тем, как подать документы, нужно взвесить два этих требования. Добавлю, что многие ещё с детства мечтают о профессии врача, поэтому случайных людей у нас нет.

У нас есть все возможности, чтобы подготовить высококлассного специалиста. И воспитать в нём милосердного человека. Можно в полной мере заняться наукой: если кто-то заинтересуется, мы с огромной радостью приветствуем это. Есть возможность реализации себя в творчестве, у нас имеются танцевальные коллективы, проводятся спортивные мероприятия.

Настоящим медиком без практики не станешь.
Настоящим медиком без практики не станешь. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

- Большая часть изменений в процедуре поступления в 2020 году коснулась непосредственно подачи документов. Как она будет осуществляться в Омском медицинском университете?

- Мы выполняем требование работать в дистанционном формате, в том числе с документами для поступления в вуз. Отмечу, что приёмная кампания этого года особенная. Во-первых, это и особый выпуск школьников. Было много переживаний по поводу ЕГЭ: когда, в каком формате будут проходить экзамены. Сейчас, к счастью, всё это разрешилось. Мы все радовались этому: несмотря на все сложности, процесс этот будет проведён в летний период - и у нас не будет проблем с переносом приёмной кампании, который бы сдвинул и сроки начала учёбного года. Приёмную кампанию мы планируем провести в сжатые сроки.

Жаль, что в этом году нам не удалось устроить дни открытых дверей в вузе, это традиционное мероприятие для будущих абитуриентов и их родителей. Особенно любима была та часть, которая идёт сразу после официальной: наши старшекурсники рассказывали об учёбе, о том, с чем им пришлось столкнуться. Они делились, где расположены учебные корпуса, как проехать, где перекусить, какова жизнь в общежитиях. Мы всегда устраивали экскурсии в музей.

Сейчас это тоже есть, но уже в виртуальном формате. Думаю, что, несмотря на все сложности, кто хотел - узнал о наших возможностях. Они у нас огромные: пять факультетов вуза и колледж. Первым был организован лечебный факультет, затем педиатрический, потом появился медико-профилактический, за ним стоматологический. Самый молодой факультет - фармацевтический. Учиться у нас сложно, но чрезвычайно интересно.

В студентах-медиках сочетаются высокий интеллект и душевные качества.
В студентах-медиках сочетаются высокий интеллект и душевные качества. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

- В Омском медвузе учатся и иностранные студенты. Как быть с ними?

- Да, мы работаем не только для Омской области, но и на всю страну и страны ближнего зарубежья. Сейчас эпидситуация везде разная, спрогнозировать, как в соседнем Казахстане она будет складываться в сентябре, невозможно. Из зарубежья нам задают вопросы, и мы просчитываем различные сценарии.

- Чем омский медуниверситет отличается от других?

- Он разносторонний и стажированный. Чем старше вуз становится, тем интереснее, богаче его жизнь: есть сложившиеся традиции, но, чтобы быть в авангарде, нужно обязательно внедрять новое в подготовку будущих врачей.

Учиться в ОмГМУ - это престижно.
Учиться в ОмГМУ - это престижно. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Как в реальности

- Расскажите о симуляционном центре медуниверситета.

- Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр был организован в 2013 году как самостоятельное единое мультидисциплинарное учебно-аттестационное структурное подразделение университета. С его помощью осуществляется учебная, аттестационная, методическая и научно-исследовательская работа. В 2018 и 2019 годах мы, что называется, провели апгрейд. Было приобретено огромное количество оборудования. На наших тренажёрах тактильные ощущения как в реальности. На наших симуляторах есть виртуальная машина скорой помощи, где можно моделировать любой тип сложности ситуации: оказывать помощь на хорошей дороге и при колдобинах, ямах, когда нет условий для работы.

Сейчас врачи у нас оттачивают навыки по работе с аппаратами искусственной вентиляции лёгких. Обучить врача работать с аппаратом ИВЛ виртуально невозможно, эти навыки надо отрабатывать в реальности.

Малыми группами в симуляционном центре прошли подготовку более 3000 врачей, которые работают с коронавирусными больными. На безвозмездной основе. Первыми были наши анестезиологи-реаниматологи, потом терапевты, акушеры-гинекологи, инфекционисты. Сейчас мы видим, что беда не обошла стороной ни одно государство, но то, как отработали российские медики - этот опыт войдёт в анналы истории. Я думаю, что Всемирная организация здравоохранения аккумулирует опыт, и наш будет одним из передовых. Страны Азии показали миру, как должен выглядеть режим изоляции, если бы в России следовали этому - статистика была бы совершенно иной.

На передовой

- Студенты-медики первыми откликнулись на ситуацию с пандемией. Это, наверное, было ожидаемо - кто, если не они. И именно ваши волонтёры оказались на передовой борьбы с коронавирусом.

- Мы гордимся ими. Уже 17 марта был создан студенческий штаб, наш студент, председатель совета обучающихся Илья Екимов стал координатором штаба волонтёров-медиков ОмГМУ. Совместно с Общероссийским народным фронтом они смогли объединить не только старшекурсников, но и привлечь студентов младших курсов. Работа некоторых касается доставки продуктов, медикаментов для пожилых граждан. Они сейчас наиболее уязвимы, не могут выйти, а им надо выписать рецепт, с амбулаторной картой подойти к врачу, забрать лекарство в аптеке. Согласитесь, это огромное количество контактов, которые опасны для этой категории больных, находящихся в зоне риска.

Волонтёры-медики взяли на себя проведение акции к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас они занимаются доставкой продуктовых наборов малообеспеченным и многодетным семьям.

54 наших обучающихся работают на горячей линии. Первая была создана в Роспотребнадзоре практически сразу, затем в минздраве. Теперь они объединены, и информационная поддержка в регионе ведётся на новом качественном уровне. Огромное количество информации, не только медицинской, но и правовой, организационной. Меняются нормативы, приказы, решения, разъ яснения, нужно быстро реагировать на это. Студенты медвуза оказались на высоте, они консультировали омичей, что такое коронавирусная инфекция, чем опасна, а спрашивали у них всё - например, как получить социальные выплаты. Колоссальный объём материала наши студенты освоили в кратчайшие сроки, в этой ситуации выявились и организаторские способности - шестеро наших студентов работают старшими по смене.

Старшекурсники помогают медикам бороться с инфекцией.
Старшекурсники помогают медикам бороться с инфекцией. Фото: Пресс-служба ОмГМУ

- В этом году Омскому медицинскому университету исполняется сто лет, готовили юбилейную программу. Отмените?

- Мы планировали на столетие провести большую конференцию и сбор выпускников разных лет. Всё будет зависеть от ситуации, изначально мы назначали мероприятия на октябрь. Если удастся провести очно, будет хорошо, если нет - проведём юбилей с максимальным использованием информационных технологий.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах