Осень - самое время подводить итоги уходящего сезона дорожных ремонтов. К 15 ноября дорожники завершат все работы, хотя большинство контрактов выполняется досрочно.
В 2021 году объём дорожного фонда Омской области составил 14,2 млрд руб., что на 2,8 млрд больше, чем 2020-м. Сумма значительно выросла благодаря получению федеральных средств в рамках аккуратного выполнения обязательств по программе нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Сегодня наш регион - один из лидеров по количеству выполненных объектов отрасли дорожного строительства.
Гарантия на 20 лет
Строительство новых дорог и ремонт существующих уже третий год наши дорожники ведут ускоренными темпами, власти не раз об этом заявляли. Повторим, что заблаговременное планирование, проектирование и заключение договоров с подрядчиками дают возможность уже сейчас частично обновить те участки полотна, которые раньше планировали делать только в 2022 году.
Что касается цифр, за минувшие девять месяцев дорожным хозяйством области обеспечено текущее содержание 10,2 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и 148 мостовых сооружений на них протяжённостью 7803 м. Кроме того, за этот период организована эксплуатация девяти ледовых и девяти паромных переправ через реку Иртыш.
Отремонтировано 282,2 тыс. кв. м дорожного полотна в городе и области. Нанесена горизонтальная разметка на 1460 км, в основном это коснулось дорог с повышенной загруженностью и опасностью. Также выполнена замена и установка 724 дорожных знаков. В этот же период обустроены новые светофоры на транспортных развязках, установлены камеры видеофиксации, построены инновационные проекционные пешеходные переходы.
«Дороги, обновляемые в рамках нацпроекта, специалисты проверяют тщательно и многократно. Контроль осуществляют Росавтодор и ФГБУ «Росдортехнология». В этом году проведено обследование 120 автомобильных дорог, ремонт которых проводили в 2017-2020 годах и находящихся на гарантии. По результатам вышеуказанного обследования выявлено 639 замечаний. Претензии у экспертов стандартные: трещины и сколы, разрыв и размыв полотна, обвал обочин и колейность», - пояснил министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Антон Заев.
Министр отметил, что все замечания устраняются вовремя. Также чиновник подчеркнул, что шагнули в регионе вперёд и по технологии укладки дорожного покрытия, потому со временем замечаний к качеству будет всё меньше.
На некоторых участках уже в этом году уложили асфальтогранулобетон, когда строители перерабатывают существующую дорожную одежду, добавляя новый щебень и цемент. Такой способ укладки дорожного полотна обходится дороже, но соответствует новым современным нормативам дорожного строительства, введённым с апреля 2021 года, и увеличивает срок службы дорожной одежды до 24 лет.
Путь в районы
Отметим, что в этом году завершено строительство проезда к новому детсаду на улице Лисицкого, построена линия наружного освещения в мкр-не Большие Поля, готова ещё одна новая линия наружного освещения на Красноярском тракте. И, несмотря на растущие объёмы и новые проекты, которые нужно выполнять точно в срок в силу даже их социальной нагрузки, а также рост цен на стройматериалы, омским дорожникам удаётся ещё и экономить. На тех же торгах. Так, вырученные в результате удешевления контрактов 76,4 млн руб. удалось направить на ремонт дороги Называевск - Тюкалинск (10 км) и на капитальный ремонт автострады Крутинка - Называевск (протяжённость 10 км). Благодаря рачительному подходу с 2019 года в нормативное состояние привели 77% дорог в Омской городской агломерации и 43,6% по всему региону.
Плюс федерация дополнительно поощрила регион дотациями и межбюджетными трансфертами, дав финансовую возможность дополнительно отремонтировать в 2021 году 29 дорог протяжённостью 87,1 км, установить свыше сотни павильонов для остановок, провести ремонт проездов к важным соцобъектам - школам и больницам.
Подвести под высокий стандарт
Не стоит забывать о том, что дороги мало построить и требовать выполнения гарантийных обязательств с подрядчика в течение последующих четырёх лет. Важно сохранять дорожное полотно в отличном состоянии как можно дольше. Поэтому в 2021 году 233 млн руб. были потрачены на установку семи автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Ещё девять таких пунктов, оборудованных с 2019 года, также требуют сегодня исправного содержания.
Одним из знаковых событий для области стала реконструкция мостового перехода через реку Омь на автомобильной дороге Горьковское - Калачинск - Оконешниково в Калачинском муниципальном районе.
Мост построен в рекордные 10 месяцев. Он стал шире (проезжая часть увеличена с 6,5 до 8 м, появились обочины по два метра с каждой стороны) и комфортнее предшественника, имеет тротуары и получил современное освещение и систему очистки ливневых стоков. Лично прошёл по новому мосту губернатор Александр Бурков и поделился впечатлениями: «Помню, как приходилось людям ходить пешком, потому что автобус не мог проехать по мосту в связи с аварийностью. И, конечно, сегодня совершенно другой мост - широкий, современный, с нагрузкой до 80 тонн. Главное - на перспективу построен, поток автомобилей на дорогах увеличивается, и сегодня уже по 4 тыс. автомобилей в сутки проходит. Благодаря федеральной поддержке мы смогли построить этот мост и порадовать не только калачинцев, но и жителей Оконешниковского, Нижнеомского и Горьковского районов и тех, кто движется в направлении города Новосибирска».
Также в этом году было завершено строительство мостового перехода через реку Тарбугу в Кормиловском районе Омской области.
Перекинуть в будущее мост
Предварительный объём дорожного фонда Омской области на 2022 год составит 12 163 млн руб. На эти средства планируют построить более 25 км и отремонтировать более 200 км автодорог, выполнить ямочный ремонт наиболее разрушенных участков объёмом 860 тыс. кв. м, увеличить долю дорог, которые будут соответствовать современным нормам безопасности.
Приступят к дальнейшей реконструкции и капремонту мостов. Среди них 3 городских объекта - это Ленинградский мост, имени 60 лет ВЛКСМ, Комсомольский и восемь областных: транспортная развязка на Входной, мосты в Большеуковском, Тевризском районах.
Следует отметить, что Омская область и, в частности, районы получат самое большое финансирование из федерального бюджета среди всех регионов РФ, это 922,5 млн руб. (в текущем году финансирование на развитие сельских дорог из федерального бюджета не выделялось).