Примерное время чтения: 4 минуты
602

Дом Штумпфа на Валиханова. Как усадьба конезаводчика в Омске стала музеем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ в Омске №49 04/12/2019 Сюжет С чего начинается Родина?
Александра Горбунова / АиФ

В Омском музее Кондратия Белова работает выставка, посвящённая 155-летию Филиппа Филипповича Штумпфа.

Он был предпринимателем, общественным деятелем, агрономом, конезаводчиком, глас­ным Омской городской думы, председателем биржевого комитета, членом Русского гео­графического общества и вице-президентом Омского общества коневодства.

Из немецких колонистов

Филипп Штумпф родился в Томске в 1864 году. Его предками были немецкие колонисты, которые до переезда в Сибирь жили в Поволжье, в Саратовской губернии. Штумпф учился в Томском университете, окончил его с отличием и учёным званием в области сельско­хозяйственных наук. Его-то и пригласил генерал-губернатор Степного края Максим Таубе в Омск занять должность главного агронома.


Когда-то дом был частью городского усадебного комплекса, постройки которого не сохранились.


Жил Штумпф в Казачьем форштадте, где на пересечении ул. Бригадной (ул. Крас­ных Орлов) и Плотниковской (ул. Ч. Валиханова) построил большой, богато украшенный резьбой дом, с мезонином и башенками-бельведерами. Потолки здания были с лепниной в стиле классицизм и модерн. На первом этаже находился кабинет хозяина, где был камин. В доме имелось паровое отопление, тёплые полы, ванная и туалетная комнаты - такой уровень комфорта был для Омска в новинку. Когда-то здание было частью городского усадебного комплекса, постройки которого не сохранились.

В 1901 году Штумпф арендовал у войскового хозяйственного правления участок земли в одном из пригородных посёлков. Здесь он создал образцовое хозяйство, оснащённое новинками техники. Занимался выращиванием сельскохозяйственных культур, разведением племенных пород скота. Заботился об условиях труда и быта рабочих. На территории его загородного хозяйства был устроен водопровод с артезианской скважиной, имелись локомобиль, трактор, паровая молотилка, ветроэлектростанция.

По инициативе Штумпфа было создано Омское отделение Московского сельскохозяйственного общества, учреждена торгово-промышленная биржа, коммерческое училище и торговая школа. Филипп Филиппович был в числе устроителей и участников Первой Западно-Сибирской лесной и торгово-промышленной выставки, наделавшей много шума. Достижения сибирского агронома были отмечены 21 наградой!

С приходом советской власти загородное хозяйство и городская усадьба Штумпфа были конфискованы, сам он покинул Омск с отступающими войсками Колчака в 1919 году, но по дороге заболел тифом, а после выздоровления вернулся в Омск. Вынужден был снимать комнату по соседству со своим бывшим домом. Умер в 1921 году, похоронен в фамильном склепе близ заимки, но могила не сохранилась.

Музей-усадьба

В 1920-е годы в его особняке расположился детский дом, с 1930-х до середины 1980-х размещались коммунальные квартиры. В 1938 году улицу Плотниковскую переименовали в 20 лет РККА.
В 1980 году зданию присвоили статус памятника архитектуры, а в 1987-м благодаря стараниям омского художника Кондратия Белова начались работы по ремонту и восстановлению его фасада и интерьера.

Кондратий Белов мечтал устроить здесь художественную мастерскую. Интересно, что дом - почти ровесник художника. Кондратий Петрович родился в 1900 году, дом был построен в 1901-м. Особняк привлекал внимание горожан, сам Белов задолго до появления музея в 1966 году изобразил его на своей картине «Последняя ночь колчаковской столицы». Он передал в дар музею 100 своих работ - с них и началось формирование фонда, который сейчас насчитывает почти тысячу экспонатов. Примечательно, что работы музею художники, как правило, приносят в дар.
Увы, окончания реставрационных работ Белов не дождался, умер в 1988 году, а в марте 1991-го дом-музей был открыт. Первым директором стала дочь народного художника РСФСР. С помощью краеведов ей удалось восстановить биографию хозяина дома. Экспозицию одного из залов музея посвятили Филиппу Штумпфу.

Ещё одна традиция, которую удалось возродить музею Кондратия Белова за эти годы, - это рисовальные понедельники. Такие вечера в дореволюционном Омске в начале XX века устраивало Общество художников и любителей изящных искусств Степного края.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах