Примерное время чтения: 8 минут
445

Дело жизни шести поколений. Стаж омской династии педагогов - более 122 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Омске № 35 26/08/2020 Сюжет Демография Омского Прииртышья: сберечь и приумножить
Валентина Першаева / Из личного архива

Педагогический стаж 122 года - такое возможно, если сложить трудовые годы представителей каждого из членов учительской династии из Нижнеомского района.

В семье Першаевых из поколения в поколение личным примером передаётся любовь к преподавательскому делу, поэтому всегда осознанно выбирается будущая профессия. Почти все члены большой и дружной семьи окончили Омский государственный педагогический институт и проработали в одной и той же школе более 40 лет. Многие отмечены за свой труд знаками отличия, в числе которых  «Отличник народного образования» и медаль «За доблестный труд», почётные грамоты министерства образования Омской области и Министерства образования и науки РФ. О каждом члене династии Першаевых можно сказать, что это учитель, никогда не изменивший выбранному пути.

Учитель русского языка и литературы Нижнеомской средней школы №2 Валентина Першаева рассказала корреспонденту «АиФ в Омске», как зарождалась династия педагогов, насколько сложна профессия учителя, с какими проблемами можно столкнуться в школе.

Осознанный выбор

Дарья Суржан, «АиФ в Омске»: Валентина Ивановна, кто повлиял на ваше решение стать педагогом? И почему именно русский язык и литература?

Валентина Першаева: Это был мой собственный осознанный выбор. Что касается направления, математика была у меня слабее, да и страшно было сдавать, появлялись мысли, что может не получиться. А литературу я любила всегда, много читала. Поэтому приняла именно такое решение.

В династии мужа по линии отца одни педагоги. С детства у них были разговоры о школе, поэтому неудивительно, что он решил пойти в педагоги, работал в нашей школе учителем ИЗО, черчения, труда. Сын у нас преподаёт биологию. В детстве сын всё время находился у бабушки и дедушки в деревне, именно они привили ему любовь к лесу, земле. С малых лет он знал и насекомых, и цветы. В итоге решил стать биологом, как его бабушка.

Валентина Ивановна всегда мечтала стать учителем.
Валентина Ивановна всегда мечтала стать учителем. Фото: Из личного архива

- Если сравнивать поколения педагогов, есть ли разница в обучении? Например, когда учились вы с мужем и ваш сын?

- Конечно, мир сильно меняется. Большая разница заметна, даже когда учили меня и когда учила я сама. Сейчас всё совершенно по-другому: учителя выбирают и другие методы обучения, и отношение и воспитание у них иное.

- С какими трудностями вы и ваши близкие сталкивались в процессе работы?

- Большая нагрузка. Особенно когда мы только начинали работать, была шестидневка и всего один выходной. Мы работали в субботу, а садики - нет. Было очень сложно, особенно тем, у кого нет близких рядом, ведь ребёнка нужно куда-то пристроить. Ты учитель, и никого не волнует, что тебе некуда его деть, в 9.00 ты должен быть в школе без разговоров.

Педсоветы проходили вечером, учителя работали в две смены. Мы никогда не думали, что у нас маленькая зарплата. А это тоже можно назвать проблемой: что техничка получала 66 рублей, что учитель начальных классов. Трудно было жить от зарплаты до зарплаты, никакого аванса нам не давали. Сейчас всё равно с этим проще, хотя и нагрузки стало больше. Ещё одна проблема - практически отсутствие методической литературы, не было и интернета. В то время была лишь книга перед тобой и твоя голова.

Сын Валентины вырос и тоже стал педагогом.
Сын Валентины вырос и тоже стал педагогом. Фото: Из личного архива

Дистанционка - не для села

- Что вы думаете о дистанционном обучении? В начале эпидемии это была вынужденная мера, но и сейчас некоторые хотят её оставить.

- Кто про это говорит, те далеки от действительности. Это несерьёзно. Во-первых, это не Москва, не Санкт-Петербург, в некоторых уголках нашего района у детей нет компьютера. Как обучать ребёнка? Во-вторых, ребёнок должен сам владеть всей техникой без помощи родителей. В городе люди подкованы, а в деревне это вызовет трудности. В-третьих, учитель должен видеть ребёнка перед собой, видеть его глаза, знать, понимает ли он слово учителя.

Очень тяжело, потому что в этом году не было даже последнего звонка, дети лишились праздника. А ведь это такое важное событие! В нашей школе на линейках такая красота: музыка, в школу приходят ребятишки и их родители, даже прохожие в этот день останавливаются у порога школы и вспоминают себя в школьное время. В этом году моя внучка пойдёт в 11 класс. Поговаривают, что линейки не будет, пригласят только первый, девятый и 11 класс. Не будет ни вальса, ни музыки. Обидно, что у ребятишек не останется воспоминаний.

- Сейчас многие люди рассуждают о вреде ЕГЭ. Кто-то считает эту идею благой - дать детям из глубинки равные возможности с городскими. Кто-то говорит, что его основная цель не научить детей, а лишь натаскать на тесты. Что вы думаете об этом?

- Если ребёнок усердно учится, то никой ЕГЭ ему не страшен, он его сдаст. Если же у ребёнка нет желания учиться, нет никакого запаса знаний, то по итогу оценка будет либо три, либо он вообще не сдаст. Всё зависит от подбора учащихся: один год справляются прекрасно, второй год этот же материал сдают хуже, потому что способности детей ниже.

Конечно, сейчас экзамены усложняют: придумали сочинения, допуски... Только непонятно зачем. Дайте шанс ребёнку!

- Сегодня выпускники педагогических вузов не хотят возвращаться в деревню, а уж горожане и подавно не едут. Как и чем их завлечь? И нужно ли это?

- Я думаю, ничем не завлечь: ну получат они за это материальную выгоду, а что дальше? Пройдёт некоторое время, и они уедут. А вот раньше, когда молодёжь приезжала, она оставалась здесь, хотя деревня была в худшем состоянии. Я думаю, чтобы работать вдали от города, прежде всего нужно любить деревню.

Любить детей

- Какие качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать в вашей профессии?

- Прежде всего нужно любить детей. Должно быть желание каждого выслушать, подготовить к уроку что-нибудь такое, от чего дети будут слушать тебя раскрыв рты. Везде с ними участвовать, быть рядом и делать это искренне, вот тогда дети открывают душу, уважают и помнят своих педагогов.

Через много лет один из моих выпусков летом приехал ко мне. Мы долго разговаривали, и один ученик сказал: «Как хорошо, Валентина Ивановна, что вы встретились на нашем пути. Мы везде были с вами». А как мне повезло встретить таких учеников! Где мы только с ними не участвовали, куда только не ездили!

Першаевы убеждены, что к детям всегда нужно прислушиваться.
Першаевы убеждены, что к детям всегда нужно прислушиваться. Фото: Из личного архива

- Меняется ли сегодня отношение детей к учителям?

- Сейчас у многих детей уже другое отношение к учителю, а в селе это видно очень хорошо. Педагогам нельзя сказать лишнего слова, это сразу заметно. Отношение к школе и учителю менялось из поколения в поколение и у родителей. Раньше родители работали с нами совместно, и слов плохих никогда не говорили. Сейчас же они приходят на собрание, заранее продумывая претензии. Раньше был виноват ученик, сейчас только учитель.

Многие дети не уважают чужой труд. Если в моё время с детишками мы трудились вместе: и мыли пол, и собирали макулатуру, и никто из родителей нам ничего не высказывал, то сейчас ученики даже не переобуваются и ходят в грязной обуви по школе.

- Всё-таки педагог - это профессия или призвание?

- Я думаю, что это призвание.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах