На минувшей неделе омские автомобилисты были неприятно удивлены резким и одномоментным повышением цен на газомоторное топливо.
Цена на многих АЗС взлетела на два, а то и четыре рубля за литр, в то время как прежние повышения ограничивались 60-70 коп. Разумеется, вслед за ростом топливных цен жители региона резонно готовятся к удорожанию продуктов питания и других товаров.
Продуктовый резонанс
2021 год поставил с ног на голову многие принципы ценообразования. Так, за многие годы как-то сложилось, что, например, картофель или морковь - самые дешёвые из овощей, но если прямо сейчас зайти в магазин, привычные продукты могут оказаться дороже фруктов. Плюс на многие продукты цены с начала года выросли как минимум наполовину. Кроме того, буквально за несколько месяцев вдвое, а то и втрое выросли цены на природные ресурсы, металлы, древесину. Откуда же пошла тенденция, которая напрямую отражается на качестве нашей жизни?
Президент пообещал выплатить разово по 10 тыс.руб. пенсионерам. Коммерческие структуры информацию приняли к сведению: цены они вслед за выплатами обязательно поднимут.
По словам предпринимателя, повышение цен было зафиксировано почти на все группы товаров.
Опережая инфляцию
При этом государственные структуры рапортуют о средней инфляции в 6,5-7%. По факту же рост цен на отдельные виды ресурсов и продуктов колеблется от 20 до 200%. Тот же газ на АЗС в июне стоил 24,74 руб. за литр. Сегодня - 32,5 руб. Нехитрая математика даёт результат в 30% прироста всего за два летних месяца.
Также в июне Омскстат сообщил, что стоимость условного минимального набора продуктов питания по Омской области составляла 4712,59 руб. в расчёте на месяц. По сравнению с концом мая 2021 года его стоимость повысилась на 6,5%, с начала года - на 20%. На 2 августа 2021 года, по данным статистиков, цена за 1 кг свинины на кости составляет 268,68 руб. При этом в одном из популярных гипермаркетов такой продукт стоит более 430 руб. за 1 кг.
Ещё один попавший под удар продукт - яйца. По данным Центробанка РФ, причиной роста цен на яйца стало существенное снижение предложения из-за временного отсутствия на рынке продукции Иртышской птицефабрики. Напомним, что осенью 2020 года предприятие, которое производило 60% от всего объёма яиц в регионе, было вынуждено ввести карантин и уничтожить полтора миллиона кур из-за вспышки птичьего гриппа. Выпуск продукции ЗАО «Иртышское» возобновило весной 2021 года, но пока выйти на прежнюю производственную мощность не удалось, это случится не ранее следующего года. А значит, яйца будут стоить не 64-70 руб. за десяток, а 77-79 руб.
Неутешительный прогноз
Экономисты и производители выделяют несколько причин роста цен. Среди них очевидные - инфляция, ослабевающие сегменты экономики в период простоя, искусственное сдерживание цен на продовольствие из продуктовой корзины.
Немаловажный фактор резкого удорожания: хитрости оптовиков. Чтобы компенсировать собственные убытки из-за ценового госрегулирования, они вынуждены поднимать отпускную стоимость для сетевиков. Вторые распределяют торговую накрутку также в зависимости от объёма новой стоимости. В итоге страдает потребитель.

Ранее маркетолог одной из сетей АЗС Анастасия Елисеева заявляла, что отпускная цена газомоторного топлива выросла исключительно из-за роста стоимости оптовой. Последние, в свою очередь, повысились вслед за удорожанием сырья.
«В период коронавируса мы стали работать неритмично и непостоянно. Но в нашей стране большим фактором является всё же неуёмная жадность и безнаказанность производителей и поставщиков товаров и услуг. Их же никто и почти ни в чём не ограничивает. До 19 сентября рост цен ещё как-то будут сдерживать, а что дальше - никому неизвестно. Инфляция официальную не перескочит, но в некоторых секторах будет значительно выше, а следом подтягиваются остальные цены. Плюс постоянно падают реальные доходы населения, народ меньше потребляет, больше экономит, в некоторых секторах из-за этого возникает реальный ступор», - рассказывает экономист Виктор Евсеенко.
Эксперт прогнозирует и дальнейшее, ещё более ощутимое повышение цен.
Пока производители не знают, к чему готовиться, но дальнейшего удорожания они не желают и сами, ведь доходы населения не растут - и высокие цены являются очень рискованными.
«В итоге покупатель просто переключается на товарозаменители. Классический пример: если растут цены на картофель, люди переходят на макароны», - завершил Виктор Шкуренко.