Машина – роскошь или средство передвижения? Судя по количеству автомобилей, заполонивших улицы города, ответ напрашивается сам собой: позволить себе собственное авто сегодня может каждый второй. Росстат же озвучивает такие данные: «48% российских семей имеют в своём распоряжении легковой автомобиль».
В большинстве случаев покупают «железных коней» для использования их по непосредственному назначению – перевозке пассажиров, при выборе, отдавая предпочтение экономически выгодным маркам. Но есть и такие, кто приобретают автомобиль не по расчёту, а по любви. Этой категории автолюбителей неважно, сколько он стоит и какую строчку занимает в рейтинге престижности. Главное, что они управляют мечтой.
С любителями ретроавтомобилей отечественного автопрома встретилась корреспондент omsk.aif.ru, чтобы узнать кому и зачем нужны раритеты на колёсах, и в какую копеечку обходится их реставрация и содержание.
45-летний полёт «ласточки»
Чёрный, отполированный и доведённый до состояния шика, блеска, красоты кузов, отражающие зеркальной поверхностью хромированные бамперы и решётка радиатора, затонированные стёкла. Автомобиль довольно внушительных размеров вызывает невольное восхищение у прохожих и проезжающих. «Волга» ГАЗ 24 как будто только что сошла с конвейера завода, настолько безупречен её внешний вид.
О таком автомобиле в советские годы можно было только мечтать, позволить его себе могли представители власти, известные учёные и артисты. Чаще всего машина использовалась в качестве служебной. Впрочем, и сегодня, спустя десятилетия, заполучить эту культовую модель непросто. Омич Хорен Испирян свою «ласточку» искал 10 лет.
«Мне было 14 лет, когда отец купил «Волгу» ГАЗ 24, с тех пор я влюблён в эту модель. Большой, комфортный, мощный, надёжный, красивый автомобиль. Разве перед такой «игрушкой» устоишь?! Она меня зацепила до глубины души, и я знал, что когда-нибудь приобрету себе подобную машину. Мне кажется, что старинные автомобили имеют душу. Искал достойный вариант, чтобы авто было «живым» и внешне, и по агрегатам. Потому поиски затянулись на долгие годы. И чем дальше время убегало от меня, тем больше мечтал о «двадцатьчетвёрке», а она всё дороже становилась», - вспоминает автолюбитель.
К разыскным мероприятиям были подключены все родные и друзья, ежедневно штудировался интернет. Удача любит упорных: в один прекрасный день с монитора телефона на него смотрела Она – машина его мечты. Автомобиль с иркутскими номерами омичу доставили в Нижневартовск. Там и состоялось знакомство. Машина 1977 года оказалась в отличном состоянии, как будто время обошло её стороной. Так, «ласточка» попала в руки Хорена.
«Приобрёл её за 350 тыс. руб. Сразу сделал антикоррозийное покрытие, шумо- и теплоизоляцию, полировку кузова, установил магнитолу. Это обошлось в 150 000 руб. Итого полмиллиона. Сейчас такой автомобиль оценивается от двух миллионов рублей, - рассказывает владелец ретроавтомобиля. – Машину стараюсь сохранить в первоначальном облике, но совсем без изменений не обошлось. Безопасности и комфорту уделяю первоочередное внимание, поэтому колёса и сиденья заменил на более современные. Она ведь не стоит у меня как музейный экспонат, я езжу на ней и чаще даже по бездорожью, чем по городу».
ГАЗ-24- самый массовый автомобиль Горьковского автозавода, именуемый в народе «баржа», изначально выпускался шестиместным. Рядом с водителем могли находиться два пассажира. В дополнительное место трансформировался передний подлокотник. Позже, когда машины начали оборудовать ремнями безопасности шестое сиденье отменили.
Восстановить раритетный автомобиль, да ещё и класса «люкс», нелегко и недёшево. Некоторые запчасти найти просто невозможно, выполнить их могут только по заказу, а те, что в наличии обходятся в копеечку. Ещё сложнее с хромированием отдельных деталей и обустройством интерьера салона. Красота требует жертв, и хозяева эксклюзивных «железных коней» идут на них, чтобы выделить свою лошадку из общего табуна.
«Окружающие реагируют с восторгом: прохожие достают телефоны и начинают фотографировать, показывать палец вверх. Проезжающие мимо люди пытаются догнать, чтобы рассмотреть поближе, многие интересуются не продаю ли. Неоднократно предлагали купить, был случай уговаривали поменяться ключами с автомобилем стоимостью 7 млн руб. Но мне это неинтересно, для меня машина как член семьи и продавать её я не собираюсь».
Своей «ласточке» Хорен уготовил другую участь: планирует довести 45-летний автомобиль до музейного состояния и отправить в гараж на заслуженный отдых, чтобы выезжать на роскошном авто в редких торжественных случаях.
В мечтах - стать участником автовыставки. «Волга» к такому мероприятию уже готова, вот только у хозяина пока нет свободного времени.
Автовладелец задумывается о приобретении ещё одного раритета, на этот раз он решил познакомиться с иностранной моделью и уже занимается её поисками.
Трёшка класса люкс
Не все любители техники стараются сохранить раритетные автомобили в первозданном виде. У Василия Хоботова на этот счёт другое мнение. Он считает, что эксклюзивность такой машины значительно повысится, если её модернизировать, доработать в современном стиле. Молодой человек - владелец ВАЗ 2103, по-народному «жиги-тройки». За пять лет Василий полностью поменял имидж автомобиля. Бывший владелец, пожалуй, и не узнал бы.
Василий, в отличии от предыдущего нашего собеседника, поисками своей красотки не занимался, просто в какой-то момент ему понадобился бюджетный автомобиль до 50 тыс. руб. Под эту категорию отлично попадали Жигули. Остановил внимание на конкретной марке - ВАЗ-2103. Покупка автомобиля с восьмидесятитысячным пробегом и плачевного вида салоном Василию обошлась в 35 тыс. руб.
«С каждым годом цены на ретроавтомобили очень сильно растут. Если раньше «живую тройку» можно было купить за 25-35 тысяч, то сейчас ценник начинается от 90 тыс. руб., плюс к этому скорее всего придётся искать недостающие хромзапчасти, салон. В свою «тройку» вложил уже больше 300 000 рублей, - рассказывает Василий. – Внешне привёл машину в порядок, затем занялся тюнингом салона, приобрёл сиденья 1976 года выпуска, установил хромированные колпаки, белые флипперы на резину. По молодости пилил пружины, но потом всё-таки понял, что это издевательство над машиной. Не так давно поставил оригинальные диски от BMW, в общем всего не перечислишь. С запчастями сложно, заказывал с других городов, брал что-то от ВАЗ 2106. Кстати, металл из СССР намного тяжелее современного, и коррозии меньше поддаётся».
На протяжении трёх лет активной реставрации автомобиль ежедневно был на ходу, использовался как средство передвижения. Лишь последние два года, доведённый до совершенства «железный конь», стал роскошью и выезжает из гаража исключительно на выставки, чтобы себя показать. В прошлом году Василий и его «тройка» привезли призовые кубки из Тюмени и Новосибирска. В 2022-ом снова посетили столицу Сибири и вернулись домой с очередной наградой.