341

Ау, звуки и слова! Что делать, если ребёнок не говорит?

У многих людей среди воспоминаний детства есть эпизоды, когда их – малышей – родители приводили к человеку, который пытался научить «рычать» или без запинок произносить скороговорки. На самом деле работа логопеда постановкой звуков и скороговорками не ограничивается.

По статистике, ежегодно растёт количество людей с речевыми проблемами. Как правило, они тянутся с детства. Всем ли детям нужен логопед? Когда лучше всего обращаться к специалисту? Как понять, что проблема назрела? На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ в Омске» ответила практикующий логопед Светлана Калинина.

Всё заложено природой

Анна Гарбуз, «АиФ в Омске»: Светлана Анатольевна, всем ли детям нужен логопед?

Светлана Калинина: Логопед нужен тем детям, у которых есть нарушение речевого развития, в частности нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, фразовой речи, грамматического строя речи, а также фонематические нарушения (когда ребёнок на слух не выделяет звук. – Прим. авт.).

– Откуда появляются эти нарушения?

– Причин несколько. Во-первых, нарушение звукопроизношения может быть связано с тем, что с малышом мало занимаются развитием речи. Вторая причина - анатомические нарушения речевого аппарата. Во всех случаях может понадобиться помощь логопеда.

– Как понять родителям, будут ли нарушения речи у малыша или нет? На что нужно обращать внимание?

– Первые «звоночки» можно заметить в первые месяцы жизни малыша. О потенциальной проблеме с речью у младенца говорит плохое сосание – слабые мышцы губ, слабенький язычок, общая вялость ребёнка, слабый крик. Проблемы с речью могут возникнуть, если у малыша тяжело вводится прикорм твёрдой пищи, ребёнок плохо глотает, не может жевать, давится.

Ещё один показатель, на который родители обычно не обращают внимания, - это нарушенный онтогенез, то есть выпадение каких-то этапов развития малыша. Так, ребёнок сначала «гулит», потом начинает произносить слоги, к году в его речевой копилке есть несколько слов. Если малыш к двум годам не заговорил короткими фразами или общается на своём «тарабарском» языке, который понимает только мама, это уже повод для беспокойства.

Уже в первые месяцы жизни малыша можно спрогнозировать, будут ли у него проблемы с речью.
Уже в первые месяцы жизни ребёнка можно понять, будут ли у него проблемы с речью. Фото: pixabay.com

Следует обращать внимание на развитие моторики ребёнка, так как это непосредственно влияет на речь – двигательный и речевой центры мозга располагаются рядом. В норме ребёнок сначала учится переворачиваться, потом сидеть, далее – ползать, и только после этого вставать на ножки и ходить. Так заложено природой. Некоторые родители гордятся тем, что их малыш начал ходить, пропустив этап ползания. Хотя, на самом деле, это плохо. Если ребёнок не ползал, значит, какие-то участки мозга у него не дозрели.

Родителям следует внимательно наблюдать, как их ребёнок играет, учить этому, если малыш не знает, что делать с игрушками, нужно много разговаривать с детьми, так как это впоследствии скажется на речи. К сожалению, многие родители в силу своей занятости мало времени уделяют ребёнку, им проще включить мультики, увлечь гаджетом.

Внимание на возраст!

– В каком возрасте нужно обращаться к логопеду?

– Мнение, что раньше пяти лет у логопеда делать нечего, - это полная ерунда. Логопед занимается не только постановкой звуков, но и запуском речи у малышей, как правило, через игру. Поэтому, если ребёнок в два года молчит, нужно обращаться к специалистам.

В моей практике были случаи, когда родители приводили детей пяти лет, которые говорили на уровне двухлеток. За два года до школы очень сложно пройти путь развития речи, на который, по возрастной норме, уходит пять лет. Это огромная нагрузка как на логопеда, так и на самого ребёнка.

– Есть речевые проблемы, с которыми родители могут справиться сами?

– Родители, конечно, могут самостоятельно попробовать скорректировать речь своего ребёнка, но только в том случае, если у него идёт задержка речевого развития, без анатомических нарушений. Как? Начать с малышом играть, провоцировать на говорение, давать правильный образец речи, при этом хвалить ребёнка за любую инициативу что-то сказать.

– Когда лучше прийти, если требуется поставить звуки «с», «з», «ш»?

– Эти звуки ребёнок должен научиться произносить  к четырём годам. Если эти звуки не получаются, нужно идти к логопеду. Звук «р» ставится в 5-6 лет, не раньше – ему нельзя учиться с помощью звукоподражания, так как есть большая вероятность, что ребёнок начнёт картавить. Главное, к семи годам все звуки должны быть поставлены, чтобы ребёнок пошёл в школу с чистой речью.

– В логопедии не срабатывает принцип рыночных отношений «я тебе деньги – ты мне услугу». Как бы логопед не старался скорректировать речь ребёнка, без дополнительных тренировок не обойтись. Понимают ли это современные родители?

– Логопед не волшебник, и по щелчку пальцев ребёнок не заговорит. Коррекция речевого развития – это длительный процесс, требующий определённых усилий не только от ребёнка, но и от родителей, потому что выполнять упражнения нужно ежедневно, только тогда будет хороший результат. Ребёнок может на занятии с логопедом выкладываться на 100%, стараться говорить правильно, но если он с родителями дома не будет закреплять успех, толку не будет.

– Родители решили, что их чаду требуется помощь логопеда. Где его искать и как выбирать? На что нужно обратить внимание?

– В этом вопросе сильно «сарафанное радио». Можно поспрашивать у знакомых – наверняка у кого-то найдутся контакты. Некоторые ищут специалиста в интернете – благо, специалистов много, но тут нужно внимательно изучить отзывы.

Оставить комментарий (1)

Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах