Нормативный акт существенно меняет ситуацию на продовольственном рынке Омска. В вопросе разбирался корреспондент "АиФ в Омске".
Один общепит
Первое, что нужно понимать про вступивший в силу закон: он разводит продажу алкоголя на два вида - магазинный и общепит. В последнем случае предусмотрено, что продавец будет открывать бутылки прямо на месте продажи.
«Органам субъекта Федерации дано право на установление дополнительных ограничений только для розничной продажи алкогольной продукции без учёта торговли в объектах общественного питания, - рассказывает Ирина Попова, начальник отдела лицензирования государственного контроля департамента развития потребительского рынка минэкономики Омской области. - Из новшеств выделю, что теперь вводятся два вида лицензий для магазинов и мест общепита. Плюс к этому все участники процесса продажи горячительных напитков обязаны установить контрольно-кассовую технику. Раньше сельские предприниматели с особенными системами налогообложения могли от неё отказаться. Также с 31 марта введён полный запрет на продажу алкоголя без предоставления покупателю документа со штрихкодом, который содержит определённые сведения в системе ЕГАИС».
«Немаловажное и обидное для представителей общественных организаций изменение заключается в том, что субъект потерял право вводить дополнительные требования для пунктов общественного питания. На протяжении пяти лет у нас в Заксобрании заседала рабочая группа, мы вводили различные ограничения, учитывая мнения жителей города Омска. Сейчас все ограничения, касающиеся пунктов общепита, на территории региона отменены, - говорит Михаил Щелконогов, начальник управления развития потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности мэрии Омска, - включая все предпринятые попытки ограничить продажу горячительных напитков в жилых домах, нестационарных торговых объектах и в ночное время. Уже давно владельцы ларьков установили стойку для посетителей и микроволновку, чтобы в налоговой переоформиться в качестве кафе. Сейчас они могут легко торговать спиртным даже ночью».
Михаил Щелконогов проводит аналогию с нормативным актом о торговле табачными изделиями. Тогда законодатель тоже ограничил продажу в киосках, но разрешил её в павильонах. Предприниматели, тут же пристроив 20-30 см площади для входа посетителей, оформили свои киоски как павильоны и продолжили торговать сигаретами.
«Законодатель, запретив торговать алкоголем в нестационарных торговых объектах и не обозначив площадь зала обслуживания, приходит к аналогичному результату. Сейчас киоски, которые торгуют алкоголем в дневное время, могут пристроить тамбур, назвать его залом и продавать водку ночью», - сетует сотрудник мэрии.
Что не может не вызвать негодования населения, которому «посчастливилось» поселиться рядом с такими востребованными объектами торговли.
Выпьем за спорт!
При этом алкоголь вновь станут продавать там, где ранее от него громогласно отказывались. В законе были обновлены прилегающие территории, где вновь разрешено торговать спиртосодержащей продукцией. В частности, в объектах общепита, размещённых на спортивных сооружениях. За исключением дней проведения детских спортивных мероприятий.
Вернулся в продажу алкоголь и на рынках и прилегающих к ним площадях. Ранее предприниматели выражали недоумение из-за того, что на торговых объектах был введён запрет на реализацию спиртного.
К тому же федерация в будущем сама планирует определять минимальные расстояния от всех учреждений и организаций до магазинов с горячительными напитками. Сейчас этот проект рассматривается Госдумой.
«Эти нормативы, судя по всему, станут ещё меньше, чем было определено в нашем регионе. Некоторые значения доходят до абсурда: речь идёт о считанных метрах».