aif.ru counter
731

С мая омичи будут рассчитываться в транспорте по электронной карте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ в Омске 08/04/2015
Пока терминалы считывают только карты, выданные минтруда.
Пока терминалы считывают только карты, выданные минтруда. © / Александра Горбунова / АиФ-Омск

Новые терминалы уже давно закуплены транспортными предприятиями и используются, правда, в «усечённом» варианте – считываются только карты, выданные минтруда. К 15 апреля на терминалы специалисты установят новое программное обеспечение, запустится тестовый режим. Вместо рулонных билетов кондукторы будут печатать кассовые чеки при наличной оплате проезда. Проводить такую поездку они смогут по своей служебной карте. Пока для пассажиров это будет единственным новшеством, а бумажные проездные ещё будут использоваться. Пока на чеке будет отображаться информация о дате и времени поездки, её стоимости и маршруте. А когда система полностью заработает – ещё об остатке и тарифе.

Тариф у каждого свой

Примерная дата запуска назначена на май, но существует несколько юридических нюансов. Специалистам дептранса нужно получить одобрение депутатов горсовета. Там должны утвердить типы проездных билетов. В случае положительного решения появится постановление администрации по цене проезда по электронным проездным билетам (ЭПБ).

Карта для пассажиров внешне хоть и похожа на банковскую, но именной не будет. Продавать её будут за 50 руб. Срок использования – 4 года. Омичам предлагается четыре вида электронных проездных по категориям пассажиров. Как и прежде, это школьники, студенты, пенсионеры и остальные граждане. После покупки карты нужно будет определиться с тарифом, для каждого вида карт – свой набор.

Наталья Сергина

– Гражданская карта не требует подтверждения льгот в отличие от школьника, студента и пенсионера. Первый тариф для её обладателей – универсальный. Пассажир кладёт на счёт определённую сумму, за одну поездку с карты будет списываться 17 руб., – рассказывает Наталья Сергина, директор муниципального предприятия Омска «Пассажирсервис». – Следующий вариант – единовременная покупка 60 поездок по цене 15 руб., то есть карту нужно будет пополнить сразу на 900 руб. Они будут действительны 60 дней с момента приобретения. Чтобы средства на счёте не «сгорели» в определённый момент нужно будет снова пополнить карту.

Также есть и проездной билет на 30 предоплаченных поездок. Принцип действия тот же, что и у предыдущего тарифа, отличается цена поездки – 16 руб. Сохранится и гражданский безлимитный проездной билет. Его стоимость на месяц составит 1,5 тыс. руб. и 750 на полмесяца соответственно. Одно условие – «половинка» будет действительна 15 дней с даты приобретения, то есть с любой числа месяца.

Стоимость разовой поездки по электронному проездному для студентов и пенсионеров будет 15 руб.. Такое решение департамент принял из-за жалоб – многие были недовольны, что льгота реализуется только при покупке проездного, а поездка, как и для остальных пассажиров, стоит 18 руб.. Срок действия такого билета (как и универсального) составит три года с момента последней оплаты. Безлимитного варианта для этих категорий не будет. Для школьников цена разовой поездки и наличным, и безналичным путём оплаты будет одинаковой -12 руб. А безлимитный проездной обойдётся в 680 руб. на месяц и в 340 руб. на 15 дней также с момента приобретения.

По справедливости

Сейчас проездные продаются в сети киосков организации «Пассажирсервис». Там же в будущем можно будет пополнить и карты. Департамент транспорта ищет и другие варианты, ведёт переговоры с компаниями, в том числе со Сбербанком и владельцами терминалов системы «Апельсин».

Такой вид системы ЭПБ уже работает в Екатеринбурге, Ангарске, Ижевске, Кирове, Чувашии, Иваново. При этом не везде она позволяет формировать чек и при наличном расчёте. В нашем городе будут вести учёт всех платежей. Сейчас фактически только льготники платят именно тому перевозчику, на чьём автобусе они проезжают. Что касается пассажиров с проездными билетами, то деньги, полученных от них, по мнению специалистов распределяются не совсем справедливо. Предприятие «Пассажирсервис» реализовало проездные билеты на некоторую сумму, она распределяется пропорционально количеству машиночасов, которое отработали автобусы конкретного парка. С мая доход от каждого пассажира будут получать именно те организации, которые этого пассажира перевезли.

Вечером в конце смены терминал кондуктора будет разгружаться. Информация напрямую пойдёт в процессинговый центр с помощью беспроводного Интернета. Там на основании данных с каждого терминала по каждому перевозчику сформируются отчёты. Таким образом достигается 100% адресный учёт.

При этом не важно муниципальное это предприятие или частное – в Омске как минимум три таких компании, которые заключили договор и получают деньги за льготников и людей с проездными билетами. Используют частники и такие же терминалы. Новую систему также предложат предпринимателям. Но только один из видов проездных билетов – универсальный.

Виталий Маслик

– Проездные билеты в полном объёме, которые будут использоваться – всё-таки прерогатива больших автобусов, независимо от формы с собственности, объясняет Виталий Маслик, директор департамента транспорта администрации Омска.- Таким образом мы стимулируем к приобретению больших автобусов. Маршрутное такси в большей степени предполагает наличный расчёт. Всё-таки это два разных вида перевозок. Мы считаем, что в городе-миллионнике будущее за большими автобусами. Но есть ряд частных перевозчиков, которые работают на маршрутах, где нет альтернативы в виде больших автобусов, например маршрут №99. Возможность использования системы там есть.

Придётся дооснащать

Казалось бы, переход на новый вид проездных даст людям больше вариантов для выбора, предприятия будут честно получать доход, появится чёткая статистика поездок. Однако недовольств, по крайней мере, на начальном этапе не избежать. Стоимость безлимитного проездного для граждан вырастет с 1080 руб. до 1500 руб. При этом в часы-пик не получится просто показать документ кондуктору из другого конца салона – поездку нужно провести через терминал. Поэтому внедрение и запланировано к лету, когда падает пассажиропоток. Кроме того, рассматривается возможность дооснащения дополнительными терминалами, как, например, в Санкт-Петербурге, где в автобусах они расположены ещё и на поручнях.

– Есть маршруты, которые потребуют дооснащения. На тех, которые загружаются сразу большим количеством людей, скорее всего, это произойдёт, – считает Сергина. – Но везде просчитывать будут из потребностей буквально каждого подвижного состава. На самом деле это достаточно дорого. Это уже другие терминалы, которые должны поддерживать связь с терминалом кондуктора.

Система разрабатывалась на средства муниципальных предприятий, поэтому из бюджета на неё денег не брали. Работа началась полтора года назад, когда объявлили конкурс и были проведены переговоры. Для новой системы закупили терминалы на условиях лизинга, рассрочка на три года Их стоимость – порядка 29 млн руб.

 – Конечно, должно пройти время, чтобы люди поняли, как она работает. Может кто-то помнит, как внедрялись банковские карты. Сначала было отторжение, непонимание, а потом все поняли их преимущества, – объясняет Маслик. – Внедряя ЭПБ, мы отходим от «налички», пусть не на 100%, но мы надеемся, что через какое-то время на 50%.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах