Июнь 1941 года. Омск. Приметы того времени, о которых вспоминают старожилы, – адская жара, дождь с градом и… грибы. Много грибов, которые росли практически на каждом углу.
Есть народная примета, согласно которой грибы – предвестники войны. Об этом вспоминают многие омичи, жившие в то время. А вот что касается страшного града, то этот факт подтверждён документально. Более того, разрушения от стихии были настолько сильными, что вопрос застекления окон даже рассматривали на сессии (аналог современных заседаний совета. – Ред.) Омского городского совета депутатов трудящихся (ныне – Омский горсовет. – Ред.).
Этим материалом наш еженедельник начинает серию исторических публикаций о жизни города во время войны и о том, какие вопросы решали местные власти в непростое время. Чем жил Омск и омичи в 1941 году?
Записи на обоях
Протоколы заседаний Омского горсовета военных лет, сохранившиеся в «Историческом архиве Омской области» – это сотни печатных и рукописных страниц, подшитых вместе в несколько увесистых томов. Впрочем, увидеть здесь можно не только страницы в привычном смысле этого слова. Из-за кризиса с бумагой депутаты во время войны зачастую печатали решения на кальке, газетной и обёрточной бумаге и даже… обоях! Что интересно, кардинальных изменений в работе горсовета тогда практически не было. Да, во всех рассматриваемых вопросах и проблемах красной нитью шла фраза «Всё для фронта и победы», но вот регулярность заседаний и сессий сохранялась – жизнь в городе не останавливалась ни на минуту. И количество вопросов, рассматриваемых народными избранниками, иногда переваливало за цифру 100! Любопытен и факт работы самих народных избранников – дело в том, что во время войны продлялся срок полномочий депутатов всех уровней, избранных ранее. Первые выборы в горсовет, на основании новой Конституции СССР 1936 года, прошли в декабре 1939 года. Первая сессия начала свою работу в январе 1940 года. Многие представители местной власти, даже при наличии брони, добровольцами уходили на фронт, однако их место не пустовало.
– Если кого-то забрали в ряды Красной армии, то трудовые коллективы города взамен ушедших депутатов направляли других своих представителей, – объясняет Сергей Первых, ведущий методист отдела использования документов «Муниципального архива города Омска». – Те, кто избирался в 1940 году, также продолжали работать. В перерывах между сессиями работал горисполком, в годы войны он совмещал исполнительную и законодательную функцию.
«Не ждать помощи свыше»
Как следует из материалов исторического архива Омской области, первая сессия, прошедшая в военное время, состоялась 30 июня 1941 года. Несмотря на всеобщую панику в стране, текущие вопросы депутаты не откладывали. На повестке дня стоял вопрос об увеличении отпуска хлеба военторгу, выделении муки детскому санаторию, назначении государственных пособий многодетным матерям. Однако уже в конце августа стенограмма очередной сессии значительно отличалась от довоенного времени. В выражениях депутаты не стеснялись и называли вещи своими именами, обращали внимание на неудовлетворительное состояние жилищного строительства для рабочих заводов, задержку ремонта существующего жилищного фонда, активно обсуждали предстоящую подготовку к зиме и проблему с топливом. «Надо помнить, что война требует особо высоких темпов в работе, не ожидать только помощи свыше, делать самим, максимально использовать местные ресурсы и возможности. Твёрдо помнить непреложный закон большевика-хозяйственника – давать государству побольше, – требовать у государства поменьше» – подобные фразы то и дело можно встретить в стенограммах тех лет.
Бани – в боевую готовность
Архивные документы свидетельствуют, что основными для депутатов оставались социальные, а порой просто бытовые вопросы. В 1941 году остро встала проблема очистки Омска. Так, например, депутат Баландин отмечал: «Санитарно-эпидемиологическое состояние города – вшивость. Сыпной тиф – постоянный наш гость, необходимо поставить в боевую готовность наши бани». Обсуждали народные избранники и вопрос дефицита мыла – стирать бельё омичам приходилось водой с содой и даже глиной.
Нарекания вызывал и городской транспорт. В сессии от 29 августа депутаты говорили: «Транспортные артерии работают исключительно плохо, в состав членов транспортных артерий проникли хулиганствующие и спекулятивные элементы, зачастую имеются случаи выезда на работу возчиков в пьяном виде».
Насущные проблемы Омска 1941 года, которые решали депутаты, – увеличение мощностей электростанций, водопровода, канализации, строительство временного жилья, трамвайных линий, оказание помощи голодающим. Однако самое важное на тот момент – размещение рабочих эвакуированных заводов и самих заводов, вопросы разгрузки эшелонов с оборудованием. Не забывали и про бюджет, в который вносились изменения. Что интересно, даже в условиях военного времени в городской казне находили средства на оборудование физкультурных площадок в школах и строительство детских садов. А ещё в это же время был создан городской сад и открыт машиностроительный институт – ныне технический университет.
В 1942 году перед депутатами встал вопрос о весеннем севе и о том, как все пустыри Омска хотели обустроить под огороды, но об этом подробнее уже в следующем номере.
Информацию о деятельности Омского городского Совета и депутатов можно найти на официальном сайте www.omskgorsovet.ru.