«Кадры из фильма, когда вертолёт преследует опасного преступника, «выкуривает» сбежавших заключённых из тайги, высаживает спецназ для захвата злоумышленника - в общем-то, это всё про нас, - говорит Владимир Келлер, командир авиационного отряда специального назначения полиции УМВД России по Омской области. - Но это лишь малая часть повседневной работы. Можно сказать, обложка, которую изредка могут увидеть простые омичи».
Про «неигрушечные» самолётики
- Владимир Александрович, что входит в задачи авиаспецназа?
- Мы оказываем содействие всем подразделениям органов внутренних дел, а при возникновении чрезвычайных ситуаций - всем структурам государственной власти.
- Вот и в новостях часто встречаю, что при поиске людей были задействованы беспилотники. Как помогают эти почти игрушечные самолётики?
- Действительно, беспилотники с виду похожи на радиоуправляемые авиамодели, размах крыльев – от 40 до 150 см, вес около 3-5 кг. Однако информация, получаемая с них, незаменима. Каждый БПЛА имеет компьютерное управление и оснащен видео- или фотокамерой. В зависимости от типа беспилотника они могут передавать как динамическую картинку, так и статичную. Зависая над проблемным участком, будь то беспорядки во время массовых мероприятий или местность, где скрылись бандиты, в режиме онлайн аппарат передаёт изображение на наземную станцию. Тепловизоры, установленные на беспилотных летательных аппаратах, очень чутко реагируют на малейшее изменения температуры. Благодаря этому отыскать человека по свежим следам достаточно просто, более того, если было совершено преступление, то место, куда спрятали труп, установить тоже можно с помощью беспилотника. Тепло от свежеперекопанной земли исходит ещё несколько часов.
- Тогда почему так долго и порой безрезультатно проходят поиски?
Разговор не о деньгах
- А насколько финансово затратно использование вертолёта или беспилотника? Наверняка это дорого.
- Когда речь идёт о спасении человеческой жизни, то понятие «дорого» вообще неуместно. Мы же не коммерческая организация. И запоминается каждый найденный «потеряшка». Помню, поступило сообщение о пропаже жителя Калачинского района. Уехал из дома на автомобиле и пропал. Он, оказывается, перепутал дороги и в своём автомобиле повис над оврагом, когда стал выходить, выпал из машины, переломался весь. Он уже был на пределе сил своих, и можно сказать, ни на что не надеялся. Загрузили его на борт и срочно в больницу. Спасли, успели. Ещё немного и всё, было бы поздно. Случаев таких много, и каждый раз испытываешь удовлетворение от проделанной работы. Понимаешь, всё сделали правильно, не зря работали. Ведь обычно когда, попадаешь на место пропажи человека, слышишь фразу: «Пропал где-то здесь…». И это «где-то здесь» - 30-40 кв. км, поэтому важно грамотно разработать тактику поиска. Хаотично и беспорядочно можно метаться сколь угодно долго, и всё без толку. Спасение человека должно быть закономерным завершением нашей работы.
Особые люди нужны
- Как стать воздушным полицейским? Этому где-то учат?
- Верно, ли что профессиональный век лётчика короток? Профзаболевания дают о себе знать…
- Да, это так. Заболевания по слуху, остеохондроз - это болезни лётчика, поэтому все специалисты авиаотряда ежегодно проходят медкомиссию. За этим у нас строго следят. Перед каждым полётом пилоты проходят медосмотр, у нас в штате есть врач, и уверяю вас, нормы ГТО все выполнят на отлично. Буквально год как у нас вышел на пенсию пилот, которому было 66 (!) лет, имел почти 14 тысяч часов налёта. Это дорогого стоит.
- Профессиональный праздник отмечаете?
- Отмечаем службой, в этот день мы трудимся, как обычно. Это нормально, к этому все привыкли. Человек, который делом жизни выбрал служение государству, знает, что рабочий день не заканчивается в 18.00 и начинается часто гораздо раньше, чем у рядовых жителей нашего города. Но поздравлениям мы всегда рады.