aif.ru counter
323

Писатель Алексей Декельбаум о «похоронах» газет и бизнесе на книгах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ в Омске 01/10/2014 Сюжет Гость редакции: самые интересные интервью
Алексей Декельбаум является автором бардовских песен.
Алексей Декельбаум является автором бардовских песен. © / Александра Горбунова / АиФ

День омской прессы отмечают уже третий год подряд. Первое печатное издание региона – «Акмолинские ведомости» – вышло в нашем городе ещё в 1867 году. Почему омские СМИ до сих пор не могут избавиться от ярлыка провинциальности?

О литературе, журналистике и современных драматургах в интервью «АиФ в Омске» рассказал Алексей Декельбаум, известный писатель-сатирик, журналист, киносценарист и путешественник.

Мыслим масштабами

Omsk.aif.ru: Алексей Захарович, вы как-то сказали, что вся омская журналистика – это оксюморон. В чём главная проблема наших СМИ? В провинциальности?

Алексей Декельбаум: Да, омская журналистика провинциальна. Особенно это заметно в тележурналистике: тональность новостей, тусклость интонации, тематика… У нас ведь все информационные поводы сводятся к тому, что товарищ N поехал на свинарник, а губернатор в очередной раз что-то там открыл. Куража не хватает. Правда, сейчас я за телевидением особо не слежу, и не только я. И это о чём-то говорит. Хотя с появлением интернета ситуация в СМИ стала меняться. В электронных изданиях появляется необходимый кураж, ломаются провинциальные рамки, люди апеллируют к историческим глубинам, а не только к границам Омской области и её проблемам. Конечно, о проблемах тоже пишут, но мыслить СМИ начинают более масштабно, проводят ассоциации чуть ли не со временами Карла IX. В газетах тоже такая тенденция прослеживается.

Алексей Декельбаум. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Интернет сейчас повсюду. Невольно возникает старый вопрос: а когда умрёт печать? Газеты уже лет 15 хоронят.

– Знаете, это уже стало традицией – периодически что-то «хоронить». Когда появился кинематограф, многие сказали: «Ну всё, театру жить от силы пять лет осталось». И что? Театральное искусство по сей день себя прекрасно чувствует, так что прогнозов насчёт газет лучше не строить.

– Столичные театры чувствуют себя относительно прекрасно, чего не скажешь про остальные регионы России. Я не имею в виду качество постановок или режиссуру. Интересно другое: почему наши театры не работают над материалом омских драматургов? Неужели наши литераторы не могу написать пьесу хотя бы для детского спектакля? Или просто театры не хотят работать с местным материалом?

– У нас в Омске есть прекрасные драматурги: Игорь Буторин, Михаил Лебедев, Алиса Поникоровская. Они талантливые, но их пьесы, как нынче модно говорить, не в тренде. Хотя, если честно, сейчас вообще трудно сформулировать, что нужно современным театрам. Я давно не видел ничего такого в омских театрах, после чего я бы мог сказать «Ах, как это потрясающе!». Да, хорошие вещи ставят, но не «ах». Хотя очень люблю нашу драму, интересные спектакли есть в «Пятом театре» – тот же «Боинг-боинг» или «Кукла для невесты». Славные постановки!

– Прекрасные драматурги у нас в Омске есть, но такое явление, как омская литература, многим кажется смешным. Она вроде есть, но про неё мало кто знает.

– Она существует и является гарантом неразрывности всей омской литературной линии, которая идет с XVIII века. Ребята пишут замечательные вещи! Но вопрос в другом – нужна ли вообще омская литература? Скорее нет, так как читать её некому. Остались любители, библиофилы ярые, но их немного. А в том, что нарастёт новое поколение читателей, лично я сомневаюсь. Это не только омская проблема, она давно уже приобрела всероссийский масштаб. Я сейчас даже не могу понять, что предпочитают читать современное поколение. А ведь вспомните 60-е годы прошлого века, когда в стране было массовое сумасшествие на тему поэзии. Поэты же полные стадионы собирали! А сейчас? Нет, конечно, люди читают, но какого-то массового явления нет. Кто-то любит книги Пелевина, который не привлекает меня, кто-то увлекается фантастикой или детективами. Я, например, интересуюсь Акуниным.

Омская литература существует, только есть ли кому её читать? Фото: АиФ / Александра Горбунова

Быть в тренде

– Издание книг – затратное дело для писателей. Реально ли литераторам получить грант от государства? Или если у тебя нет денег, то так и придётся всю жизнь писать в стол?

– Реально! И люди эти гранты получают. Ещё Союз писателей платит стипендии на издание книг. Понемногу, но от государства литераторам деньги всё-таки капают. Хотя на мою книгу о кругосветке у Омской области средств не хватило. Поэтому вышла только половина книги и то в общем сборнике «Под парусами Сибири». Я вообще, наверное, единственный писатель в России, у которого вышло 3,5 книги. Мне глубоко противно выбивать деньги на издание своих рукописей. Хотя мой сборник рассказов «Остров Жаннетты» вышел на деньги спонсоров. Я тогда просил деньги на издание книги, но всё получилось очень душевно, унижаться не пришлось. И тираж тогда получился по нынешним временам гигантский – 700 экземпляров.

– На литературе сделать бизнес сейчас реально? Или как повезёт?

– Везение? Нет. Гениальность? Тоже нет. Мы же говорим о деньгах. Значит, к литературе в этом случае надо относиться как к бизнесу. То есть быть, опять скажу это слово, в тренде. Знать, что хотят читатели, издательство, и удовлетворять эту потребность в меру сил и таланта. Ты подстраиваешься под свою аудиторию, и о гениальности тут речи не идёт. Случай роли тоже не играет. Вот, например, оказался ты на одной пьянке с директором издательства. И даже если ты ему безумно понравился, это не означает, что твой товар будет ему интересен. Если пытаться заработать на литературе, нужно всё очень внимательно просчитывать, делать бизнес-план. В кинематографе, кстати, я тоже всё просчитываю, но мне это интересно.

– Кстати, чем вас привлекла киносценаристика? Вы писали и для детективных сериалов, и для таких хитовых проектов, как «6 кадров» и «Даёшь, молодёжь!».

– Чтобы написать страницу сценария, приходится часа три торчать в интернете. Работа очень тяжёлая, необходимо большое погружение в материал. Мне безумно интересно было писать сценарии детективных сериалов. Правда, если бы ФСБ отследила мои поисковые запросы в интернете, то они очень сильно мной заинтересовались. Когда я писал сценарии для «Следа» и «Пятой стражи», мне нужны были ответы на следующие вопросы: где купить яд? Как соорудить взрывное устройство в домашних условиях? Как незаметно ликвидировать человека? Чем полезны ядовитые уколы для киллеров?

Душа болит

– Вы недавно отметили 60-летний юбилей. Это дата – повод подвести итоги, и, может, ответить самому себе на вопрос, а счастлив ли я?

– Счастлив, безусловно. Количество же лет, которые я проживу, после кругосветного путешествия вообще стало не самым важным вопросом в жизни. Формула счастья на самом деле очень простая – заниматься тем, что ты хочешь. И чтобы у близких тебе людей всё было хорошо.

– О чём сегодня болит ваша душа как журналиста и писателя?

– Она очень неоригинально болит. О том же, о чём болят души большинства людей сегодня. Мог ли я ещё год назад подумать, что, собираясь со своими друзьями, буду серьёзно произносить тост за то, чтобы не было войны? Я бы сказал: «Хватит прикалываться!». Но сейчас мы постоянно говорим об этом.

Досье
Алексей Декельбаум. Коренной омич, 1954 г. р. Главный редактор омского сатирического ежемесячника «Сибирикон», член жюри ежегодных юмористических фестивалей театров эстрадных миниатюр «Браво» и «БУМ». Окончил Омский политехнический институт. Впервые с юмористическими рассказами появился в печати в 1975 г. Впоследствии окончил Литературный институт им. Горького. Член Союза российских писателей. Является автором бардовских песен. В 2001 г. в составе экипажа кругосветной экспедиции яхты «Сибирь» прошёл матросом от Кубы до Омска. В 2004 г. его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество