Примерное время чтения: 4 минуты
1367

Заблудились в «Лабиринте». Безответственные турфирмы разрушили отдых омичей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ в Омске 20/08/2014
Дальние страны и красивые места для многих омичей так и останутся мечтой.
Дальние страны и красивые места для многих омичей так и останутся мечтой. www.russianlook.com

Представительства фирмы «Нева», которая первая заявила о банкротстве, в Омске нет. Однако оно было в соседних областях, поэтому были и региональные вылеты.

– Очень больно по омскому рынку ударила приостановка деятельности «Лабиринта». По оценкам экспертов, в итоге около 3 тыс. омичей не получат тот отдых, который они уже оплатили. Пока ещё страховая компания не принимает заявления от тех, у кого ещё не наступил сам страховой случай. То есть те, у кого путёвки на сентябрь, ещё не имеют права подать документы, – объясняет Сергей Савостьянов, представитель некоммерческого партнёрства «Профессионалы омской туриндустрии».

Перспективы нет

Цифра
3 тыс. омичей остались без отпуска.
Вячеслав с другом планировали улететь в Аланью 14 сентября и даже внесли предоплату 33 тыс. руб. – это половина стоимости путёвки на двух человек. Греться под турецким солнцем они должны были в течение 12 дней. Вторую часть средств нужно было внести до 15 августа. Но 2 августа туроператор «Лабиринт» объявил о приостановке деятельности и разрушил планы на отпуск десяткам тысяч россиян, в том числе и омичей.

– Мы проконсультировались со знакомыми адвокатами и юристами, и нам все сказали, что подавать в суд на турагентство бесперспективно – закон «О туризме» его защищает, – рассказывает Вячеслав. – Заключается договор поручения, по которому турагентство обязано приобрести путевку, а что этой путевкой не получится воспользоваться – это уже ответственность туроператора.

Но некоторые эксперты уверены, что шанс получить свои деньги назад всё-таки есть. По закону «О защите прав потребителя» граждане имеют право подать в суд на возмещение средств именно на того, кому они платили. Дальше идёт закон «О туризме», где происходит процедура туроператор-турагент.

Страховое покрытие «Лабиринта» составляет 160 млн руб., а на сегодня исков подано более чем на 1 млрд руб., предполагается, что общая сумма превысит 2 млрд руб. В лучшем случае клиенты получат примерно десятую часть от того, что они заплатили. Сами выплаты начнутся, скорее всего, уже в следующем году – оператор до приостановки реализовывал и новогодние туры.

При этом некоторые турагентства утверждают, что они смогли спрогнозировать ситуацию и поэтому с «Лабиринтом» не работали. В первую очередь, сомнения вызывали самые низкие цены на вылеты из Омска. Некоторые клиенты обращались в агентства, предлагающие скидки в размере 10%. При этом комиссия составляла всего лишь 8-13 %. Следовательно, при такой скидке, они работают «в минус». На самом деле это означает, что агентство, возможно, работает по серым схемам и не платит налоги.

Без подписи и печати

– Ситуация с «Лабиринтом» сложная, но, к сожалению, достаточно закономерная. Это не первое банкротство крупного туроператора. В 2011 году обанкротился «Капитал Тур». Мы видим негативный пример – руководители и собственники разорившихся компаний находятся на свободе и занимаются тем же, чем занимались и раньше. Если посмотреть договор, по которому работают туроператоры, и цепочку юрлиц, которой они себя окружают, мы можем сказать, что от ответственности может уйти каждый, – уверена Галина Маевская, представитель одной из туристических сетей в СФО.

У многих туроператоров, в том числе и крупнейших российских, головное юридическое лицо зарегистрировано за пределами нашей страны. При этом за его действия не отвечает российское представительство. После банкротства турфирм три года назад в законодательство всё-таки ввели некоторые изменения. Например, увеличилась страховая гарантированная сумма деятельности оператора. Её размер зависит от оборота компании. Но компании нашли лазейку: крупный оператор формально делился на множество юрлиц, и страховая сумма существенно снижалась.

Стопроцентных гарантий сейчас дать не может никто. Поэтому в первую очередь при покупке тура у клиента должны оказаться как минимум три документа: договор, путёвка (это бланк строгой отчётности, поэтому она должна быть обязательно напечатана) и кассовый чек. В договоре есть обязательные пункты: наименование туроператора, его финансовые гарантии, номер в реестре турпомощи, а также должна быть прописана ответственность всех, кто принимает участие в сделке. Как ни странно, некоторым туристам умудряются «впарить» договор без печати и подписи.

В настоящее время готовится ряд мер, в том числе и законодательных, для выравнивания ситуации и неповторения её в дальнейшем – готовятся поправки в федеральный закон №132 «Об основах туристской деятельности в РФ».

Согласно этим поправкам Ростуризм сможет осуществлять контрольно-надзорную деятельность (сейчас федеральное агентство просто ведёт реестр туроператоров). При этом деятельность туроператоров станет более прозрачной, её последствия станут более прогнозируемыми, а также появится возможность отслеживать их коммерческую составляющую.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах