aif.ru counter
663

Поймать кусочек жизни. Старейший омский фотограф о людях и эпохе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ в Омске 30/07/2014 Сюжет Гость редакции: самые интересные интервью
Больше 50 лет Борис Метцгер снимает жизнь Омска - и останавливаться не собирается!
Больше 50 лет Борис Метцгер снимает жизнь Омска - и останавливаться не собирается! © / Из архива Бориса Метцгера

В его фотографиях – целая эпоха жизни страны и её знаковые личности: Иосип Броз Тито, Михаил Горбачёв, Борис Ельцин, Юрий Левитан, Александр Солженицын, Мстислав Ростропович… Перечислять можно бесконечно. В свои 75 лет Борис Викторович Метцгер по-прежнему не расстаётся с камерой и последние годы является фотографом Омского горсовета. Недавно его имя внесли в Книгу почёта деятелей культуры Омской области.

«Чиновники» – грубое слово»

Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Борис Викторович, многие считают, что подобные награды – абсолютно лишнее в жизни творческого человека. Вы сами как к этому относитесь?

Борис Метцгер: Если тебя награждают, то ты приходишь к мысли о том, что это заслуженно. Я ведь с начала 1960-х годов прошлого века снимаю все события, происходящие в Омске. Наверное, я ощущаю себя частью истории города – вы не представляете, сколько тысяч негативов у меня лежит в архивах. Да и не только города – перед моим объективом прошла целая эпоха. Я побывал на семи комсомольских съездах, которые проходили раз в пять лет. Был на двух партийных съездах. Снимал артистов, спортсменов, чиновников… Хотя «чиновники» – грубое слово. Ну как Сергея Иосифовича Манякина можно назвать чиновником? Это был человечный человек, который любил людей и тщательнейшим образом работал над кадрами. Секретарь райкома – это такая глыба была…. Если к нему с каким-то вопросом обращались, то он решался моментально. Правда, не все могли к нему попасть (улыбается).

– Из всех чиновников Омска Вы именно Манякина вспоминаете чаще всего?

– Не только его. Омску вообще одно время очень везло с первыми лицами. Я часто вспоминаю Петра Будеркина, Ивана Подковку, Алексея Свердлова, Виктора Рябова, Николая Грицевича… Это личности, которые всё делали для своего города. При том, что тот же Манякин в то время получал всего лишь 500 рублей. Моя зарплата была 250 рублей. Помню, как однажды меня пригласила в гости секретарь обкома. Я зашёл в квартиру этой женщины и ахнул – голые стены, железная кровать, рядом – томики Ленина. Она пожимала плечами и говорила: «А зачем мне что-то другое? Я целыми днями на работе». Где в нынешнее время такое увидишь? Сейчас у чиновников дворцы, непонятно на какие деньги построенные.

«Время было другим»

– Это эпоха так повлияла на наших политиков?

– Не только эпоха. Я не могу сказать, что в СССР все работали за идею. Когда я смотрю старые фотографии, понимаю, насколько другим было время. У современных людей даже взгляд изменился. Я членом партии никогда не был, но я за комсомол и пионерию, так как это было лестницей воспитания.

– У Вас было столько заманчивых предложений уехать из Омска и работать фотографом в других странах – почему остались в Сибири?

– Я родился в Омске. Тут своя земля, свои люди. Я всех знаю, и меня все знают. Омск очень похорошел за последние несколько десятков лет, превратившись из провинциального города в красивый мегаполис. Я рад, что здесь живу. Да, мне много раз поступали предложения работать в других городах. Помню Олимпиаду в Германии. Я дружил тогда с комментатором Николаем Озеровым и, приехав в Мюнхен, первым делом отправился к нему. Он порекомендовал мне сделать фотовыставку. Я напечатал снимки, и что тогда началось… От предложений работать с газетами и журналами не было отбоя. Тогда мне было достаточно поставить подпись на каком-нибудь контракте. Я отказался, но никогда не жалел об этом.

«Я не щёлкаю, я наблюдаю»

– Борис Викторович, почему многие современные фотографы не выдерживают работы в СМИ? Да и не хотят трудиться в газетах, если честно.

– Не у всех выработано внутреннее чувство ответственности. Да и эти чёртовы цифровые камеры отпечаток на работу накладывают. Сейчас все привыкли бесконечно нажимать на затвор камеры. А я не щёлкаю, я наблюдаю. Если есть момент – ловлю его. Старые камеры заставляли думать – диафрагму поставить соответствующую, выдержку, резкость, ракурс подобрать и сюжетно всё оформить. Сейчас же фотографы просто нажимают на кнопочку. И, конечно, хорошей школы фотожурналистики у нас нет. Мне повезло учиться ремеслу у мастеров своего дела. Меня учили смотреть другими глазами на то, что происходит вокруг. Не просто фиксировать факты, а пропускать кусочек жизни через себя. Показать внутреннее состояние человека. Это на самом деле сложно – нужно быть и психологом, и режиссёром. Нужно уметь увидеть кадр, а не механически нажимать на кнопку. Когда я смотрю свои старые фотографии, то понимаю, что мечтаю собрать их когда-нибудь в одну книгу и выпустить. Хочется, чтобы эта эпоха жизни Омска не осталась исключительно в моих архивах.

Досье
Борис Метцгер, коренной омич, 1939 г. р. Первая официальная фотография с подписью «На снимке Майя Кристалинская, фото студента Бориса Метцгера» появилась в газете «Молодой сибиряк» в 1962 году. Позже его работы были опубликованы в журналах «Музыкальная жизнь», «Театр», газетах «Известия», «Культура», во всех СМИ Омской области. Снимки включены в омские многотомные издания «Книга памяти», «Солдаты Победы» и другие. Любимые жанры – репортаж, жанровая фотография, портрет. Участник международных, всесоюзных и республиканских выставок, автор персональных выставок.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах