Примерное время чтения: 9 минут
2677

«Тормоза в порядке?», или Как отремонтировать поезд за 12 минут

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ в Омске 30/07/2014
Обдходчик из журналиста вышел не очень - услышать «колокольчики» не получилось.
Обдходчик из журналиста вышел не очень - услышать «колокольчики» не получилось. / Александра Горбунова / АиФ

В конце июня этого года в СМИ могла появиться информация о трагедии с поездом, следовавшим по маршруту Казань – Новый Уренгой. Но таких заголовков не было. Катастрофу удалось предотвратить благодаря добросовестной работе осмотрщика вагонов Олега Чубича. В ходе своей смены на станции Екатеринбург-Пассажирский он заметил крупную трещину в одной из деталей тележки вагона. Этот дефект легко мог привести к разрушению тележки и сходу состава с путей. Однако в результате вагон заменили, и поезд благополучно добрался до места назначения.

Вряд ли пассажиры российских поездов, неспешно прогуливаясь по перрону, задумываются о том, зачем вокруг вагонов ходят люди в оранжевых жилетах и стучат по колесам поезда. В первое воскресенье августа в России отмечают День железнодорожника – главный праздник для всех тех, без кого наши поезда вряд ли бы так уверенно мчались по рельсам вдаль. Корреспонденты «АиФ в Омске» на день переквалифицировались в работников РЖД и узнали, каково это – быть осмотрщиком поезда.

Место встречи

Цифра
40-50 поездов осматривают за сутки на вокзале.
Ярко-оранжевая жилетка, кепка, защитные очки и сумка с инструментами через плечо – примерно так выглядят осмотрщики. Работа у них не прекращается ни днём, ни ночью, впрочем, как и движение поездов. Одна смена длится 12 часов. За сутки «людям в оранжевом» приходится осматривать около 40 поездов, летом цифра приближается к 50. Работа у осмотрщиков оперативная и слаженная: согласно нормативам, нужно уложиться в 12 минут, чтобы проверить исправность состава.

На осмотр поезда дается только 12 минут. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Корреспонденты «АиФ в Омске», облачившись в фирменную железнодорожную форму, за профессионалами едва успевали. Константин Краснов, осмотрщик-ремонтник вагонов (ОРВ) по автотормозному оборудованию, перед прибытием состава обращает наше внимание на странную конструкцию возле путей. Оказывается, это стенд-тренажёр. Всё, что может случиться с колёсами и элементами ходовых частей вагона, на этом образце показано превосходно. Ползуны (повреждение поверхности катания. Ред.), выщербины, сколы… На вид они вполне безобидные, но осмотрщики так не считают.

- Не все знают, что даже ползун размером больше 0,1 мм может привести к сходу состава с рельсов! - говорит Константин. На железной дороге парень работает полтора года, но с тонкостями профессии давно уже разобрался. - Дефекты появляются, в частности, из-за неправильного применения автотормозов.

Учитывая скорость поездов, а это примерно, 120 км/час (конструкционная скорость 160 км/час), дефекты могут появляться довольно часто. 

Странная конструкция возле путей - это стенд-тренажёр. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Именно тормоза мы сегодня с вами и будем проверять, – напутствует Константин. – Стоянка ближайшего поезда «Пенза-Владивосток» – 34 минуты, всё успеем посмотреть.

Все осмотрщики перед приходом поезда собираются в специальном местем с одноименным названием «Место встречи». Фото: АиФ / Александра Горбунова

До прибытия любого поезда все осмотрщики собираются в одном месте: на омском железнодорожном вокзале есть даже специальная площадка, где на асфальте белой краской выведено «Место встречи». Рядом стоит табличка с менее романтичной надписью «Берегись поезда». Безопасность для работников «железки» на первом месте. Во избежание несчастных случаев каждое утро для сотрудников проводят инструктаж по охране труда. Инструктаж долгий, с количеством таких деталей и тонкостей работы на железной дороги, что лично у нас голова кругом пошла уже после первых пяти минут ознакомления с техникой безопасности. 

«Берегись поезда» - эта табличка служит уже не только рабочим, но и пассажирам. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Колесо-«колокольчик»

У всех работников ж/д транспорта изумительный слух. Они знают, как должен «звучать» поезд, умеют определять неполадки в составе исключительно по звуку. Ничего не должно брякать, шипеть или свистеть. Наверняка любой человек, хоть раз в жизни бывший на перроне, сможет вспомнить людей с молотком в руках. Это «боковики»  осмотрщики-ремонтники вагонов по боковому осмотру, – осматривающие колёса. При этом они могут придумать десятки ассоциаций на тему того, как должно и как не должно звучать колесо. «Боковик»Александр ударяет сначала посередине колеса, потом сверху него. Раздаётся обычный звон. Обычный - для большинства людей, но не для работников РЖД. 

- Звуки могут быть очень разными! - уверяет нас Александр. - Вплоть до звучания серебряных колокольчиков. Ещё у нас развиты и тактильные ощущения. Мы не только стучим по колёсам, но и трогаем их. Причём обязательно тыльной стороной руки, без перчаток. Нужно, чтобы колёсо не было сильно горячим, иначе это будет означать разрушение подшипников. 

Что касается «колокольчиков», то лично мы их, как ни пытались, не услышали, но по колёсам остучали от души. К колёсам вообще внимание самое пристальное – ломаются они чаще всего. Норматив их замены – 24 минуты.

«Боковики» - как раз те люди, которые ходят по перрону и стучат по колесам поезда. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Кстати, практически любую неполадку поезда можно устранить и на омской станции (да и вообще на любой станции стоянки поезда) – на складах обычно есть все необходимые запчасти.

Люди под вагоном

Бывают и неполадки с тормозами. Об этом сотрудник, проверяющий тормоза, осведомляется у машиниста. Забравшись в кабину машиниста, наш сопровождающий первым делом спрашивает: 

- У вас с тормозами всё в порядке?! 

Далее заполняется специальная справка, так как до следующей после Омска станции за исправность тормозов отвечают наши железнодорожники.

Все неполадки, если они есть, вносятся в протокол. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Кстати, с тормозами иногда «шутят» и пассажиры. В каждом вагоне есть система ручного торможения. Иногда шутники нажимают рычаг, но сотрудников РЖД не проведёшь - это сразу заметно при осмотре составов.

- Тут главное внимательность и скорость, - отмечает Константин. - Кстати, вы не думайте, что осмотрщиками могут быть только мужчины. Так, например, в Барабинске осмотрщицей женщина работает. Тоже тормоза проверяет и во всём разбирается!  

У осмотрщиков есть ещё одна любопытная специализация – «пролазчик». Как можно догадаться, это те самые люди, которые не боятся залезть под поезд и осмотреть, всё ли там в порядке. Правда, корреспондентов «АиФ в Омске» под поезд благоразумно пускать не стали, доверив только проверку тормозов. К слову, тормоза оказались в полном порядке.

Российским поездам, конечно, далеко до их европейских собратьев. Хватает на РЖД и стареньких вагонов, послушно работающих с 80-х годов прошлого века. Однако, по словам железнодорожников, составы хоть и медленно, но постоянно обновляются. Так что пассажирам переживать не стоит – они в надёжных руках. В следующий раз, будучи на перронах, внимательнее присмотритесь к людям в оранжевых жилетах – именно от них зависит ваша безопасность.

Кстати
Протяжённость Западно-Сибирской железной дороги – 6 000 км. Железная дорога пролегает в основном по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края Российской Федерации, а также частично по территории Казахстана. Дорога построена в период 1892-1896 гг. Через Омск дорога прошла в 1894-1895-х гг. Омск стал важным транспортным центром, через который проходил путь как речных судов по реке Иртыш, так и железнодорожных поездов, соединяющих разные части страны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах