Примерное время чтения: 13 минут
694

Как после бомбёжки: жители региона теряют надежду и строят дороги сами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ в Омске 23/07/2014
Если бы дороги всегда укладывались по технологии, они бы служили дольше.
Если бы дороги всегда укладывались по технологии, они бы служили дольше. www.russianlook.com

Василий Завгородний, фермер из села Преображенка Черлакского района Омской области, решил потратить наследство на строительство в деревне асфальтированной дороги, которой здесь раньше не было. Об этом внук и бабушка, которая и оставила 1 млн рублей, договорились уже давно. Теперь мужчина работает, добавив собственные средства и объединившись с односельчанами. Около сотни человек укладывают песок и щебень: решили всё сделать своими силами. Наняли только асфальтоукладчик с водителем. Длина дороги в ближайшем будущем составит 1,3 км.

Цифра
577 сёл Омской области нуждаются в дорогах.
Специалисты областного минтранса с такой ситуацией столкнулись впервые. С одной стороны здорово, что люди не сидят сложа руки и сами пытаются решать проблемы. С другой – очевидно, что местные власти недорабатывают. Само собой, администрация поселения должна была строить дорогу. Тем более что до этого у муниципалитетов средств не было, но сейчас появились свои дорожные фонды в 421 поселении. В среднем они получают 1 млн руб. ежегодно. Деньги на зимнее содержание, очистку снега и летом на грейдирование и ямочный ремонт теперь у каждого поселения есть.

Выдержим темп?

И это не единственный пример активности уже не надеющихся получить хоть какую-то дорогу людей. Так, совсем недавно представители министерства развития транспортного комплекса Омской области участвовали в сходе жителей Тавричанки, которые тоже готовы сдать деньги на дорогу на их улице. А права жителей Любинского района отстояла местная прокуратура – по её требованию суд обязал власти отремонтировать дорогу «Любинский-Алексеевка» на участке «Мокшино-Алексеевка» до 1 октября и признал незаконным бездействие Любинского ДРСУ, управления дорожного хозяйства Омской области и регионального минтранса.

На территории области реализуется федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России». В её рамках и строят подъездные дороги к населённым пунктам региона. Ежегодно они появляются у 10-12 сёл. За последние три года их количество достигло 27.

В планах работ на этот год – 16 объектов. Один из них (переходящий с прошлого года) уже ввели в эксплуатацию. Это подъезд к деревне Канаковка Любинского района длиной 4,5 км. На строительство остальных 15 дорог пойдёт 453 млн руб. федеральных средств. Это самая большая сумма, которую удавалось привлечь за последние четыре года из бюджета страны. Кроме того, в этом году больше всех по России средств выделили именно нашему региону. В прошлом году мы были третьими по объёму привлекаемых субсидий. Но не всё так здорово, как может показаться на первый взгляд. Федералы выделяют на 1 км дороги 10 млн руб., и этого недостаточно, чтобы сделать качественную дорогу, поэтому область тоже вкладывает свои средства.

Качество асфальтового покрытия можно проверить в лаборатории. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Уже подписаны четыре контракта, по ним на объектах начались работы. Строятся подъезды к деревне Макаркино Черлакского района и Никольск Знаменского района. Подрядчиком по ним является государственное предприятие «Омскавтодор», привлекают также ДРСУ-5 из Тары и ДРСУ-6 из Калачинска. Также началось строительство подъездов к деревне Подольск Горьковского района и посёлку Бельдеж № 7 Полтавского района. Договоры на остальные 10 подъездов будут заключены до конца этого месяца.

На 2014-2016 годы губернатор Омской области утвердил перечень из 68 объектов, то есть к 68 населённым пунктам появятся подъезды. По нехитрым подсчётам получается, что 53 дороги останутся на 2015 и 2016 годы при обычном темпе 10-12 штук в год. Смогут ли в сжатые сроки управиться со строительством дорог в области, и получится ли найти сразу столько денег?

Многим и не светит

При этом всего в Омской области в нормальной дороге с твёрдым покрытием нуждаются 577 населённых пунктов. Но претендовать на неё в рамках федеральной программы могут лишь 77. Всё дело в требованиях, которые выдвигаются законодательством: численность населения должна быть не менее 125 человек, длина грунтового разрыва не превышать 5 км. Кроме того, здесь должно быть какое-то сельскохозяйственное производство, развиваться которому как раз и мешает отсутствие дороги. Отбором населённых пунктов для участия в программе занимаются региональные минтранс и минсельхоз. Из 77 соответствующих критериям федеральной программы 68 должны получить свои дороги до конца 2016 года. А оставшиеся 11 – только в 2017-2018 годах.

В то время как сельчане рады любой дороге, хоть и той, какую можно назвать так лишь очень условно, жители областного центра уже давно решили, что самые плохая ситуация в стране именно у нас. Что далеко ходить – на днях маршрутка провалилась в глубокую яму в асфальте прямо на остановке общественного транспорта. Все знают, что подобный случай не первый в Омске за последние годы. Конечно, городские дороги ремонтируются и реконструируются, но совсем не в том объёме, в каком хотелось бы местным жителям.

В лабораторных условиях ищут рецепт идеального асфальта. Фото: АиФ / Александра Горбунова

В этом году мэрия наконец-то взялась за дорогу в Большие Поля, на которой ещё ни разу не делали капитальный ремонт с момента постройки. До 15 октября в Омске должны провести работы на 377 объектах. В основном это, конечно, центральные улицы и магистрали. Всего отремонтируют 248 тыс. кв. м дорог, на что городской бюджет направил 86 млн руб.

За счёт средств, выделенных к юбилею, в этом году в Омске должны закончить строительство окружной дороги, путепровода на Торговой, начать и закончить реконструкцию улицы 24-я Северная, развязку на Заозёрной-Королёва (трамвайные рельсы здесь уведут в сторону), начать работы по четвёртому этапу путепровода на 21-й Амурской и строительство дороги на улице Донецкой. В основном улицы города захлестнул всё тот же пресловутый ямочный ремонт.

– Мы с вами видим аварийный ямочный ремонт, который проводится в городе. Хоть мы являемся областной структурой, в 2011-12 годах мы тоже участвовали в работах: ремонте проездов, улиц, межквартальных проездов, придомовых территорий, – рассказывает Сергей Кузнецов, начальник отдела ремонта и содержания автомобильных дорог управления дорожного хозяйства Омской области. – Прошло уже три года, всё стоит на месте, потому что выполнен нормальный качественный ремонт, а не тот аварийный, когда ямы закидывают чем попало. Это вообще нельзя назвать ремонтом. Мы так не работаем; если и даже делаем ямочный, то совсем по-другому.

В профиль – гармошка

В лаборатории управления дорожного хозяйства проводится тщательный анализ материалов: асфальтобентон должен соответствовать нормативным документам, требованиям ГОСТа. Дорожные организации закупают материалы и везут их на испытания. Смесь разогревают, формуют, выясняют коэффициент уплотнения, водостойкость и другие показатели. Хоть и состав у всех одинаковый: щебень, песок, отсев, битум, для каждой организации инженеры составляют свой рецепт. При этом контролируется не только исходный материал, но и конечный результат. Если уложенный асфальт не проходит повторное испытание, выполненные работы не принимаются. В этом случае исполнитель не получает деньги. Качество работ на городских дорогах, к сожалению, здесь не проверяется.

В Омске в основание дорожного полотна преимущественно кладут щебень. Леонид Таршилов, директор одной из строительных организаций, считает, что дорожники поступают неправильно, заранее обрекая дорогу на скорый ремонт, и лучше в качестве оснований для дорожных одежд использовать золоминеральную смесь (ЗМС). В Казахстане, например, этот материал применяется уже очень давно, хоть у них и есть возможности пустить на строительство щебень. В 1994 году были подготовлены технические условия, и ЗМС стала применяться в Омской области. С этих пор построено дорог и выполнено благоустройство более чем на 700 тыс. кв. м, в этот объём вошли участок дороги по ул. 10 лет Октября от 22-й Линии до виадука на Новую Станицу, территории предприятий ПО «Иртыш», ОАО «Техуглерод» и торговых комплексов «Континент» и «Метро».

– При щебёночном основании структура дискретная, а при ЗМС – монолитная. Модуль упругости у такого основания, а это основной показатель прочности дороги, в два-три раза выше, чем у дискретного. Это долговечность дорог, отсутствие текущего и ямочного ремонта. На улице Жукова есть два участка: от Красных Зорь до Маяковского строили дорожники на щебёночном основании, от Маяковского до Панфилова построена дорога на ЗМС. И вот за 20 лет, смею вас заверить, ни одного ямочного ремонта от Маяковского до ипподрома не было, – заявляет Таршилов. – Если посмотреть поперечный профиль дорог сегодня, то он похож на гармошку. Там, где проходят машины, особенно в центре города, асфальт идёт волнами. Колеи настолько большие, что можно зацепить асфальт дном и подвеской. Вот это самый большой недостаток дискретного основания. При монолитном основании это исключается.

Возникает вопрос, почему тогда в Омске используют щебень вместо ЗМС? Скорее всего, вопрос в стоимости. Первый материал хоть и ненамного, но дешевле второго. А на строительстве и ремонте дорог у нас принято включать режим максимальной экономии.

Распределение средств на дороги Омска и области в 2014 году. Фото: АиФ / Александра Горбунова

От редакции: Наблюдая за тем, как омские дорожники проводят ремонт в дождь и снег, засыпая лужи различными материалами и как закладывают ямы кирпичами, страдают не только автолюбители, но и все омичи. При этом на некоторых трассах, например, на Черлакском тракте, езда превращается в настоящее удовольствие. Может, ещё не всё потеряно, и нам можно на что-то надеяться. Быть может, ещё не скоро, но хоть одна проблема из двух главных в нашей стране исчезнет.

Кстати
Самая дорогая дорога в России – четвёртое транспортное кольцо в Москве: 1 км стоит 578 млн долларов. На втором месте – участок в Краснодарском крае на трассе Адлер – Красная поляна, который строили к Олимпиаде-2014: 48 км современного полотна плюс развязки, отбойники и путепроводы вышли в сумму более 7 млрд долларов. «Бронза» у кольцевой автодороги Санкт-Петербурга: 1 км стоил порядка 20-55 млн долларов.

Дошли до суда

– Сотрудниками Госавтоинспекции ежедневно проводятся обследования улично-дорожной сети. На сегодняшний день в адрес Госавтоинспекции поступило более 2 тыс. обращений от граждан с теми или иными вопросами по неудовлетворительному состоянию проезжих частей и нарушениям ПДД, которые фиксируются на камеры видеорегистраторов и направляются в полицию для принятия административных мер, – рассказывает Антон Бондаренко, начальник отделения пропаганды БДД УГИБДД УМВД России по Омской области. – Более 1 500 обработанных материалов дали свои результаты, и водители привлечены к административной ответственности. Должностные лица, осуществляющие контроль в сфере безопасности дорожного движения, поддержания эксплуатационных состояний улиц и дорог также привлечены к ответственности. Мы направляем в суд иски к дорожно-коммунальным службам, которые отвечают за состояние проезжих частей. Есть предписание – оно должно быть выполнено. В каких-то моментах оно выполняется, мы видим, где-то производятся ремонтные работы, замена полотна, но есть и факты, когда это по каким-то причинам не делается. Здесь составляются административные делопроизводства, направляются материалы в суды для того, чтобы принимались меры к таким безответственным должностным лицам. Выдано 3 683 предписания в адрес должностных лиц и дорожно-коммунальных служб для приведения в соответствие проезжий частей, улиц и дорог в нормативно положенное состояние для того, чтобы обеспечить безопасное бесперебойное движение. Привлечено к административной ответственности 776 человек, в том числе 691 должностное лицо именно дорожно-коммунальных органов. В большинстве своём предписания касаются именно дорожной составляющей, состояния проезжих частей, недостаточного, неисправного или нарушенного освещения.

Удивили рельсы

– Изначально, когда мы сюда ехали, нас пугали, что здесь мы увидим очень плохие дороги, каких не увидим, наверное, нигде в России. Как въехали в Сибирь, нас всё готовили к Омску. Создавалось впечатление, что здесь дороги как после бомбёжки. Да, проблемы в городе с дорогами есть. Нас удивили, например, трамвайные рельсы: видно, что на одной улице они используются, а на другой – обрываются в какой-то момент. Очень странно, что вторые не убирают, ведь они мешают движению, особенно в дождь, когда трамвайные рельсы становятся скользкими, – считает Татьяна Гнездилова, участник автопробега «Экспедиция-2014». Конечно, видели ямы, но очень глубокие – практически нет. Но мы знаем, что во дворах проблемы существуют. Приятно видеть, что в центре дороги есть. Видно, что их делали не так давно, значит, дорогами занимаются. Был момент на федеральной трассе, когда мы уже сворачивали в Омск, столкнулись с не очень логичной развязкой. Когда ты приезжий, не местный, сразу не понимаешь, как её проезжать, практически наугад выезжаешь между машинами. Ребята рассказывали, что в 2011 году ехали от Владивостока до Калининграда и на этой развязке столкнулись с такой ситуацией, что не было ни разметки, ни знаков.

Ситуация не самая ужасная

– От машины в пользу более экологичных и полезных видов транспорта я отказался в 1996 году. Утверждение, что в России дорог нет, только направления – неверно, – объясняет Александр Норко путешественник. – Дороги есть. Когда я ехал в Омск, заметил, что в области есть дороги, местами вполне ничего. Хотя если из того же Челябинска ехать в Омск, в середине пути порядка 30 километров дороги, которая не заасфальтирована. Мне повезло, что я там ехал, когда было сухо: грунтовка закатана как асфальт, и она волнами идёт. Водители рассказывали, что в дождливую погоду они гонят волны этой грязи. Когда въезжаешь в сам город, понимаешь, что ситуация не самая ужасная. Понятно, что машины рвут с места, поэтому асфальт вырван, в некоторых местах ещё не заделали. Бывает и хуже. Например, в Костромской области дорога в некоторых местах выглядит как после бомбёжки. Хороший народ там живёт, великолепный. Но дороги никуда не годятся. Пермский край – аналогично. Я поэтому и выбрал оттуда направление южнее – ехать невозможно, можно велосипед сломать.

Официально
- У нас первая задача в условиях дефицита средств – поддержать за счёт ямочного ремонта подъезды к каждому из 32 райцентров Омской области, - считает Дмитрий Христолюбов, начальник управления дорожного комплекса, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений министерства развития транспортного комплекса Омской области. - Сейчас мы приводим региональные дороги в порядок за счёт ямочного ремонта. В прошлом году так отремонтировали 276 тыс. км, в этом планируется 252 тыс. км. Он значительно дешевле, чем покрытие: затраты на ремонт таким способом 10 км дороги сопоставимы с затратами на капитальный ремонт 1 км. Ямочный ремонт – это, конечно, явление временное, он должен в перспективе перекрываться слоем капитального асфальта, но пока он служит долго. На данный момент основной вид работ, который нам позволяет обеспечить доступность проезда в районы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах