Примерное время чтения: 3 минуты
135

На что способен человек во имя памяти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ в Омске 09/06/2010

Благодаря Александру Аркадьевичу на небольшом пятачке земли в давно разрушенном и забытом селе Белики Русско-Полянского района живёт память о воинах Великой Отечественной войны.

Из детства

Дорога до Беликов - это 40 км целины. Александру Аркадьевичу каждое такое путешествие даётся вдвойне тяжело, потому что он стар и болен. У него не так много сил. Но он ответственный и упрямый (в хорошем смысле этого слова) человек.

- Когда началась война, я был ребёнком, - рассказывает Александр Аркадьевич, - помню, как мы с двоюродным братом представляли, что тоже бьём фашистов,  с победой возвращаемся домой. Казалось, нет ничего проще. Но в день, когда в село пришла первая похоронка, мир перевернулся. Своим детским умом я вдруг осознал, насколько это страшно - война. Какое это горе… Именно тогда меня впервые посетила мысль построить памятник в честь земляков, сложивших головы за мою жизнь и жизнь моих друзей. Я думал: вот создам своеобразный купол над деревней, наверху большую звезду. Чтоб было видно издалека…

Шли годы, мальчик Саша вырос, но от своей идеи не отказался.

- Я собрал своих бывших односельчан и предложил им построить памятник, - вздыхает Александр Аркадьевич, - не купол, конечно, а просто стелу с памятной доской, на которой были бы указаны имена всех солдат, ушедших на фронт из Беликов. Меня поддержали, и мы даже собрали 400 рублей. Потом энтузиазм пропал, и мне пришлось доводить дело до конца в одиночку. Хотя нет. Кое в чём мне помогала родня. И вот наш общий памятник стоит. И звезда есть. Я её из корпуса стиральной машинки «Сибирь» вырезал. Получилось только с четвёртого раза, но красиво же? Пока никто не спёр. А вот цепи чугунные, которыми был ограждён памятник, - спёрли. На металлолом сдали. Люди помогли мне оградку смастерить. Она на лом не годится. Дорого за неё не дадут.

Одиночество

Рассказывая свою непростую историю, Александр Аркадьевич мнёт в руках старый кожаный картуз и, кажется, сам себя стесняется. Глядя на него, отчетливо осознаёшь, что он - последний хранитель, сам находится у какой-то последней черты.

- Тяжело, - признаётся Александр Аркадьевич, - жена умерла. Я остался с дочкой-инвалидом. Она хоть и взрослая, а всё равно что ребёнок. Пенсия сами знаете какая. Иногда вечером ложишься спать и боишься: что же завтра? А у меня ещё столько дел…

И стихи

Дел и правда немало. Кроме того что Александр Аркадьевич ведёт домашнее хозяйство, заботится о дочери, занимается своим памятником, он ещё и стихи пишет, и рассказы в местную газету. Сейчас вот задумался над изданием книги, да средств на неё пока не хватает. Что может - с пенсии откладывает. Спонсоров найти не удаётся.

- Я вам потом обязательно книжку подарю, - обещает последний хранитель, - вот только издам и подарю. Она о моей родине. Я считаю, что мне очень повезло здесь родиться и жить...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах