Примерное время чтения: 8 минут
388

Нить, связывающая поколения. Омский историк – о сохранении памяти о войне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ в Омске № 18 04/05/2022 Сюжет 200-летие Омского региона - повод рассказать о нём землякам
Ветераны уходят от нас, и уже нет возможности узнать из первых уст о той войне.
Ветераны уходят от нас, и уже нет возможности узнать из первых уст о той войне. / Максим Кармаев / АиФ

77 лет назад завершилась победой Великая Отечественная война. Но чем дальше эти события, тем слабее память о них. Никто не умаляет подвига участников той войны, но современное поколение в большинстве своём имеет лишь обрывочные знания по этой теме.

Корреспондент «АиФ в Омске» узнал у историка Марины Мамонтовой, как правильно формировать представление о тех событиях, а также проявляют ли молодые исследователи интерес к различным аспектам Великой Отечественной войны.

Далёкое и малоизвестное

Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Для взрослого поколения война - это совсем близко, они помнят и знают эти события не понаслышке, но с каждым годом молодёжь информирована об этом периоде всё меньше. Для нынешних детей это что-то далёкое и неизвестное. Как исправить ситуацию?

Марина Мамонтова: В первую очередь мы обращаем внимание на возможности образовательного процесса. Хотелось бы выделить больше часов в рамках учебного процесса на освоение темы Великой Отечественной. То количество часов, которое отводится на преподавание истории в целом, не позволяет эту тему рассмотреть в мельчайших подробностях, а это большой серьёзный период, который охватывает и тыл, и военные операции, и биографии её отдельных героев, и дипломатию.

В школьной программе на это выделяют примерно четыре часа, в университете - от двух до восьми. Многие сюжеты остаются на самостоятельную подготовку, поэтому сформировать видение, которое хотелось бы, у нынешнего поколения не получается.

- В последние годы всё чаще высказывается мнение, что пора прекратить проводить парад на 9 Мая, что осталось всё меньше ветеранов и смысл парада теряется. А что считаете вы по этому поводу?

- Обязательно нужно проводить парад. Это та самая нить, которая связывает разные поколения, возвращает нас к тем событиям. С Великой Отечественной войны начинается отсчёт нашей современности, устройства мира, политической системы. «Бессмертный полк» как альтернативная идея участия жителей страны и парад Победы очень важны для нашего общества.

К сожалению, уходят в прошлое такие формы передачи исторической памяти, как встречи с ветеранами, и, чтобы сохранить эту связь с нашей историей, с такими знаковыми событиями, необходимо поддерживать уже имеющиеся мероприятия. Парад Победы отсылает нас к легендарным событиям 24 июня 1945 года, когда он впервые в нашей истории был проведён.

- Как вы относитесь к современным военным фильмам? Во многих из них война идеализируется и, наверное, даже романтизируется, какие-то сюжеты начинают преподноситься с учётом современных реалий. Насколько это мешает в формировании правильного представления о войне?

- Художественный кинематограф - болезненная тема для профессионального историка. Что бы ни сняли, нам всё не нравится, потому что это интерпретация на современный лад. Она уводит от изображения действительности, которая была 60-70-80 лет назад. Это уже художественный вымысел, который даёт нам ту картинку, которую мы ожидаем увидеть.

Художественный кинематограф ориентирован на массовое историческое сознание, он может формировать эмоцию, отношение, но, главное, чтобы это отношение сложилось правильным и неизвращённым. Поэтому различные шуточные фильмы на тему Великой Отечественной войны для юного зрителя, в моём представлении, непозволительны. Да и вообще оскорблять память об этом святом празднике недопустимо ни на каком уровне.

Проблема возникает, так как кинематограф ориентируется в первую очередь на зрителя и жертвует той самой исторической реальностью. Поэтому советские фильмы, которые снимались с привлечением экспертов и участников событий (а некоторые из актёров были фронтовиками, как Юрий Никулин, Анатолий Папанов), значительно выигрывают. Чтобы проникнуться духом войны, эмоциями и состоянием людей в этот период, можно посмотреть именно советские фильмы. Представление о том, что война - это здорово и прекрасно, что это подвиги и приподнятое настроение, как это часто бывает в современном кинематографе, очень далеко от реальности.

Прошлое ради будущего

- Часто ли студенты выбирают для своих исследований тему Великой Отечественной войны?

- В последнее время у нас с этим проблема, начинающие исследователи уходят от этой темы, углубляясь в другую тематику. И только сейчас первый курс проявляет интерес к событиям, связанным с Великой Отечественной войной и передачей памяти об этих сложных событиях следующему поколению. Чувствуя свою ответственность и находясь в университете, они заботятся о тех, кто остался в школе, стараются поделиться первым исследовательским опытом.

Художественный кинематограф - болезненная тема для профессионального историка. Что бы ни сняли, нам всё не нравится, потому что это интерпретация на современный лад.

- А почему так происходит? Думают, что всё уже написано?

- Да, в своё время вышло довольно много студенческих исследований (дипломных, магистерских) по этой теме, рассматривали разные стороны: техническую, какое вооружение использовали, эвакуацию населения, положение женщин и детей в годы войны, подвиги отдельных героев. Была даже защищена интересная диссертация по эвакуированным детям в Западной Сибири, представлена связь Ленинграда и Омска в связи с эвакуацией.

Сейчас наша выпускница работает над темой, связанной с изучением тыловой жизни женщин, их героическим трудом, причём не только на предприятиях военной промышленности, но и в сельской местности.

Современные историки продолжают обращаться в исследованиях к теме войны.
Современные историки продолжают обращаться в исследованиях к теме войны. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

- А кто из омских историков активно занимался изучением Великой Отечественной войны?

- У нас в университете работает доктор исторических наук Дмитрий Алисов, который раньше читал курс, посвящённый войне. Его лекции погружали студентов в условия военного времени с выкладкой статистических данных, анализом соотношения сил, особенностями проведения отдельных операций Великой Отечественной войны. От технической стороны оружия до психологических моментов военной повседневности - всё это находится в поле зрения историка, поэтому общаться с ним на тему Великой Отечественной войны можно бесконечно.

Ещё один наш преподаватель, к сожалению, уже ушедший из жизни - А. Д. Колесников. Александр Дмитриевич был участником Сталинградской и Курской битв, участвовал в сражении за Днепр, и оставил ценные воспоминания об этих событиях. У него очень интересные исследования, посвящённые юбилейным событиям Великой Отечественной войны, где он показывает место Омска и Омской области, омских дивизий, которые формировались у нас, и значимость Сталинградских событий. Это та фигура, которая связывала Сталинград и Омск и несла мощный заряд памяти в поколения.

Историки - провидцы

- Сегодня часто мы сталкиваемся с попытками переписать историю, события той же Великой Отечественной войны на Западе трактуются совершенно по-иному. Как с этим бороться?

- Любая борьба вызывает неприятие и конфронтацию, отторжение. Нужно сохранять собственную память. В каждой стране выстраивается своё видение истории. Для нас важно, чтобы это видение было наиболее близким к реальности, поэтому, как бы на Западе не политизировали этот период, рано или поздно они будут вынуждены обратиться к истинным причинам и последствиям Второй мировой войны. Как говорил известный историк В. О. Ключевский (живший задолго до военных событий), «История - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». В Европе мы наблюдаем катастрофический процесс пересмотра итогов Второй мировой войны, который откидывает общество в очередную пучину катастроф.

Важно сохранить достижения нашей отечественной науки, которая, как бы мы её ни критиковали, пытается дойти до самых глубинных сущностей того, что происходило, без всяких приукрашиваний.

- Сегодняшние первокурсники, выбирающие обучение на историческом факультете, хорошо подготовлены или есть какие-то проблемы в их образовании?

- Не хочется критиковать школу, так как мы понимаем все трудности, которые стоят перед средним звеном. Школьники приходят с разным уровнем подготовки: есть увлечённые историей, а есть и те, кто набрал необходимое количество баллов для поступления, но не показывает глубокого уровня освоения материала.

В рамках вуза мы решаем эту проблему путём создания разных профориентационных школ, олимпиадной подготовки, подготовки к тем же ЕГЭ и ОГЭ, но не в плане натаскивания на задания, а в плане формирования исторического мышления.

Мы стараемся вовлечь в увлекательный процесс исследования на разных уровнях, так и формируется то самое историческое мышление, которое позволяет потом трезво оценивать не только историческое прошлое, но и современность. Мы знаем генезис этих процессов и можем как некие провидцы предсказать, чем это закончится, потому что историк - это не только тот, кто хорошо анализирует прошлое, но и тот, кто даёт прогнозы на будущее.

ДОСЬЕ
Марина МАМОНТОВА. Родилась в 1974 году в Омске. В 1997 году окончила Омский государственный университет. Заведует кафедрой отечественной истории и политологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, доцент, кандидат исторических наук. Стаж работы - 25 лет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах