В 1941 году на западном направлении шли ожесточённые бои, в это же время на восток шли составы с оборудованием заводов и фабрик.
Омск тогда стал новым местом прописки почти 200 предприятий, в далёком сибирском городе началось мощное и форсированное промышленное строительство, а также выпуск необходимого фронту вооружения.
Трудовым подвигом позже назовут самоотверженность, с какой работали сибиряки и эвакуированные рабочие и служащие; женщины и дети, старики и подростки. Семь тысяч танков Т-34 отправились воевать с врагом Омской земли.
Вторая родина
Канатопский паровозоремонтный завод прибыл на Омский паровозный, в ноябре 1941 года. Предприятие переориентировали на выпуск танков, и оно стало называться заводом № 173 танковой промышленности. Именно здесь было налажено производство легендарных танков Т-34. В марте 1942 года перебазировался в тыл Ленинградский завод имени Ворошилова, ему был присвоен № 174. Вместе с ленинградцами в Омск прибыла часть рабочих и служащих Великолукского паровозоремонтного завода.
Для размещения прибывающего оборудования и организации серийного производства «тридцатьчетвёрок» площадей оказалось недостаточно, поэтому в спешке началось строительство цехов. В Омске не было сталелитейного производства, его требовалось возвести, то же самое касалось и мартеновского комплекса. Не хватало рук, большинство рабочих и инженерно-технических работников становились строителями. В это же время в городе кипела работа на других объектах - для авиапромышленности.
Напряжённая работа давала результаты: уже в первом квартале 1942 года из Омска в Челябинск и Нижний Тагил по железной дороге отправили детали для танков. К весне 1942-го на танковом заводе работали 32 цеха и 21 отдел. Над сборкой танков в разные годы трудились от 12 до 20 тысяч человек.
Звонок Сталина
О победах доложили в Ставку главнокомандующего. Иосиф Сталин лично позвонил директору в Омск с благодарностью за досрочный выпуск танков. Кроме того, он попросил увеличить мощности - на фронте обстановка оставалась напряжённой. Просьбу и благодарность срочно передали коллективу завода. Стали думать, где взять резервы для ускоренного выпуска танков. В короткие сроки был проведён огромный объём работы по размещению оборудования, строительству новых корпусов, и уже в мае 1942 года на фронт была отправлена первая партия танков Т-34.
В октябре 1942 года на завод прибыла большая группа рабочих и служащих Сталинградского тракторного завода. Их цеха были разрушены почти полностью, на территории предприятия шли бои. Омск принял сталинградцев, выпуск танков был ускорен и с их помощью.
Кстати, на этом же паровозоремонтном заводе, ставшем танковым, были произведены два бронепоезда - «Победа» и «За Родину». На средства заводчан была построена танковая колонна «Сибиряк». 19 апреля 1944 года она отправилась на фронт.
Именно в свой омский период Т-34 стал прочнее и быстрее. Танк был модернизирован: конструкция корпуса упрощена, в то же время удалось увеличить толщину лобовой брони. Изменилась конфигурация башни - у неё стал лучше обзор. Были внесены изменения в коробку передач, повысились тягловые качества машины, увеличилась ёмкость топливных баков, что способствовало росту пробега танков без дополнительной заправки. Его скоростные качества превзошли немецкие танки.
Мощью и манёвренностью боевых машин восхищался весь мир, с их помощью громили врагов советские солдаты. И потому в День танкиста, который отмечают во второе воскресенье сентября, обязательно поздравляют и танкостроителей. Их вклад в общее дело бесценен.