Примерное время чтения: 7 минут
59

Как победа ковалась строителями. Омскому ЗСЖБ №6 исполняется 85 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ в Омске № 19 07/05/2025
Сотрудники завода в 1960-е годы.
Сотрудники завода в 1960-е годы. ЗСЖБ № 6 Омск

ЗСЖБ № 6 - одно из старейших предприятий строительной отрасли города Омска, работа которого началась ещё в предвоенные годы.

Оно продолжает работать по сей день не только в своём родном городе, но и во многих городах Сибири и ближнего зарубежья.

Подробности в материале сайта «АиФ в Омске».

Сороковые-роковые

В предвоенном 1940 году ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР принимали ряд мер по повышению обороноспособности страны и, в частности, по укреплению авиационной промышленности, способной выпускать боевую технику. Началось строительство крупных предприятий в Сибири, для чего потребовалось создание соответствующей строительной базы. Приказом Наркома авиационной промышленности № 175 от 27 июня 1940 года в Омске на базе ОКСа завода № 166 был образован Государственный союзный строительно-монтажный трест № 2.

Уже в августе 1940 года были построены деревянные засыпные корпуса механических и столярных мастерских на месте пустыря и конюшен, расположенных между ныне существующими Комсомольским городком, 1-й Железнодорожной, 11-й и 17-й Рабочими улицами. Это был участок подсобных предприятий (УПП) треста № 2 для производства строительных работ (Приказ №2 от 11 июля 1940 года 3-А пункт 3). И. о. начальника участка был назначен Ломакин Григорий Иванович, в подчинении которого находилось всего 16 человек.

Летом 1940 года стали возводить авиа- и двигателестроительный завод № 166 на территории сегодняшнего завода им. Баранова, а прямо за ним был построен аэродром (ныне там пр. Космический). В декабре 1940 года заработали арматурный и бетонный цеха (производство находилось напротив современного шинного завода). Деревянное здание лесозавода с пилорамой, сушильными камерами, погонажным цехом начал работу в июне 1941 года на территории авиационного завода.

Проходная завода. Фото: ЗСЖБ № 6 Омск

22 июня, ровно в 4 часа…

Вероломное нападение фашисткой Германии на Советский Союз и срочная эвакуация заводов из западных областей нашей Родины нарушили мирные планы заводчан. В Омск были эвакуированы авиационные заводы № 156 и № 81 из Москвы, которые присоединились к заводу № 166. «Однако затем началась эвакуация завода № 29 из Запорожья, и уже в Омске ему определили территорию завода № 166, а сам этот завод переселили на соседнюю территорию недостроенного автосборочного завода. Так завод № 166 занял своё постоянное место. Также мощности завода располагались на территории аэродрома в Кировске и напротив старого мясокомбината (сейчас там ОАО «Сатурн»). Там, в частности, располагалось КБ, где работали Туполев, Королёв, Мясищев и другие известнейшие авиаконструкторы», - пишет омский краевед Игорь Фёдоров.

Численность рабочих треста и УПП пополнялась за счёт работников перебазированных стройтрестов из Киева, Харькова и Москвы, сформированных военкоматами строительных батальонов, а также за счёт содержащихся в местном исправительно-трудовом учреждении. В январе 1942 года в тресте и УПП работало около 6700 человек, а после поручения тресту строительства предприятий нынешнего ПО «Полёт» и с передачей его в систему НКВД численность достигла 10 000 человек.

Задачи правительства

Правительство ставило перед оборонными предприятиями план по скорейшему выпуску самолётов, и строители должны были в кратчайшие сроки подготовить фундаменты под станки, возвести стены цехов, а также обеспечить всех работников крышей над головой. До конца 1941 года были построены каркасно-засыпные бараки для 1600 человек и более 15  капитальных 8-квартирных домов, которые УПП обеспечивал деревянными окнами, дверьми, шкафными блоками, досками, брусьями и другими столярными изделиями. Мы до сих пор видим 2-этажные дома по ул. Б. Хмельницкого, которые были возведены в те годы самоотверженным трудом работников треста и УПП. Они работали в две-три смены без выходных ради Победы.

Военное время было жёстким, со множеством ограничений, в том числе и на материалы. Например, лимиты на горючее были настолько строгие, что автотранспорт можно было использовать только несколько дней в месяц. Создалось катастрофическое положение, грозившее остановкой всего строительства. В этой обстановке большинство бензиновых автомашин в короткий срок переоборудовали в газогенераторные. На территории УПП был организован цех механизированного производства берёзовой чурки для получения при её сжигании горючего газа. Это мероприятие обеспечило использование в годы войны всего автопарка треста.

Строители внесли свой вклад и в продукцию завода № 166, которая известна многим воевавшим и тем, кто интересуется историей Великой Отечественной войны. Во-первых, это бомбардировщик Ту-2, их выпустили 80. А 15 декабря 1941 года первый омский Ту-2 уже был выведен на заводской аэродром, находившийся за территорией завода (с него в дальнейшем взлетали все самолёты). Во-вторых, истребитель Як-7/Як-9 и их модификации. Это был самый массовый истребитель, всего таких самолётов было выпущено более 3000. В начале 1943 года была собрана первая машина Як-9. На «яках» производства завода № 166 доблестно воевали французские лётчики легендарного полка «Нормандия - Неман».

Трудовые будни. Фото: ЗСЖБ № 6 Омск

Новое название

В 1943 году УПП было переименовано в контору подсобных предприятий КПП треста № 2 Министерства авиационной промышленности СССР Глававиастроя. В военное и послевоенное время основной задачей предприятия было обеспечение строительства кирпичных домов деревянными и железобетонными изделиями. Для цехов оборонных заводов изготавливались двускатные и односкатные железобетонные балки покрытий длиной 6, 9 и 12 метров, а также армоцементные плиты для легкосбрасываемых покрытий взрывоопасных цехов. Эти железобетонные изделия производили в основном на открытых полигонах с пропарочными ямами.

В послевоенные годы на территории КПП постоянно вели строительство и реконструкцию цехов. Для увеличения объёмов и номенклатуры выпускаемой продукции, для механизации процессов производства и улучшения условий труда рабочих выполнено столько, что трудно всё перечислить. Вот основное:

  • в 1947 г. на территории, где сегодня располагается ЗСЖБ № 6, построили лесозавод, три сушильные камеры, погонажный цех под деревянной крышей;
  • в 1952 г. построена столярная, в 1954-м - механические мастерские реконструированы в кирпичные цеха;
  • в 1955 г. - кирпичный бетонный цех и цех товарного бетона;
  • в 1956 г. - цех гипсобетонных перегородок, трансформаторная подстанция, часть котельной, склад цемента с металлическим силосными банками, столовая;
  • в 1958 г. реконструирован погонажный цех;
  • в 1959 г. - центральный склад;
  • в 1960 г. - компрессорная и электроцех.

В эти годы возведены здания над большим полигоном (впоследствии это цех панелей перекрытий домов серии 1-335) и над малым полигоном (цех доборов - блоки фундаментов, балконные и карнизные плиты и т. д.).

В 1959 году по приказу Совнархоза КПП переименована в завод сборного железобетона № 2 Треста промпредприятий стройиндустрии (ЗСЖБ № 2 Треста ППСИ). К 1960 году завод почти полностью был обустроен и начался новый этап в развитии ЗСЖБ № 6.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах