Русские морозы не давали людям стоять на месте, иначе можно было замерзнуть. Вот почему наши старинные зимние забавы такие энергичные. «АиФ в Омске» решил вспомнить забытые зимние игры.
«В детстве мы играли в снежки, катались с горки, строили крепости и устраивали войну снежками. Ещё я каталась на коньках, которые привязывала верёвочками к валенкам», - вспоминает пенсионерка Эмма Колбина.
Мороз
Водящего – «Мороза» – выбирают с помощью считалки. После этого дети образуют круг, в центр которого встаёт Мороз. Ребята водят хоровод и читают стихотворение:
Идет Зимушка-Зима,
У ней белая коса.
С ней идут три тётки –
Белые поддёвки:
Метель, Вьюга да Пурга.
У тех тёток есть слуга:
Злющий дядька Мороз,
Кого схватит – тот замёрз!
Потом малыши разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать и «заморозить». Если Мороз дотронулся до игрока, тот должен замереть на месте. Остальные игроки могут освободить «замороженных», попав в них снежками. Игра заканчивается, когда остаётся один игрок, который и становится новым ведущим.
Штурм крепости
На небольшом расстоянии друг от друга строят две снежные крепости или рисуют два круга на снегу, которые и будут двумя «крепостями». Дети делятся на две команды и дают им названия разных городов, например, Омск и Москва.
Игроки, которые не успели убежать и спрятаться в крепости, переходят на сторону противника. Следующие бегут «омичи», а московская дружина их догоняет. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не окажутся в одной команде.
Снежная башня
Играют в эту игру тогда, когда прошёл мокрый снег, из которого строят небольшую башенку. После этого лепят «оружие» - не менее 100 снежков. И готовят «охрану» - ледянки. Дети делятся на две команды, одна из которых - «защитники» башни, а другая - её «захватчики». «Защитники» окружаю башню, а «захватчики» отходят на 10 шагов от неё, держа оруж.ие в руках. По команде капитана «захватчики» кидают снежки в башню, пытаясь её сломать, а «защитники» отбиваются, используя ледянки в качестве щитов. Потом команды меняются ролями. Игра продолжается до тех пор, пока башня не падёт. Победа присуждается команде, которая разрушит башню.
Коровка
Во время броска водящий кричит: «Купи коровку!». Игрок, в которого попала льдинка, становится следующим ведущим. Время игры не ограничено.
Царь горы
Участники этой игры играют друг против друга, команд нет, каждый сам за себя. Выбирают высокий сугроб, после чего каждый игрок должен был забраться на его вершину, и не дать другим себя оттуда скинуть. По правилам игры, можно бороться, толкаться и сталкивать соперников с сугроба вниз. Царём горы становится тот, кто продержится на вершине дольше всех.
Иногда для усложнения игры лепили огромный шар из снега, заливали водой, а играть начинали на следующий день. Сложность состояла в том, чтобы забраться на скользкий шар.