Мы вошли в новый кризис: чем он отличается от предыдущего, 2008 года? Как обезопасить себя в этих условиях малому бизнесу от ненадёжных контрагентов? На чём лучше экономить простым омичам? Обо всём этом наш разговор с гостем из Екатеринбурга Андреем Хрыкиным, который провёл в Омске семинар на тему экономической безопасности предприятия.
Бизнес на грани риска
- Андрей Андреевич, вы дали омским бизнесменам мастер-класс об экономической безопасности предприятия и представили авторский продукт своей компании, который поможет как раз в этом. Насколько актуальна эта тема в эпоху кризиса?
Андрей Хрыкин |
- Честно скажу, сама среда, которая в нашей стране существует, постоянно создаёт риски предпринимателям, и их нужно минимизировать. Поэтому тема экономической безопасности актуальна всегда, однако в пору экономического кризиса к традиционным мошенничествам добавляются компании-однодневки, которые не выполняют свои обязательства по платежам. Это обычная практика - проблемы с платежами возникают в связи с тем, что падают продажи, растёт цена входящего импорта.
- И как быть предпринимателю?
- Проверять партнёров. Крупные компании имеют свои службы безопасности, у малых компаний нет достаточных средств, чтобы позволить себе это. А у нас есть программы, которые позволяют очень быстро, буквально за несколько секунд, получать информацию о контрагентах. Мы соединяем государственные информацию от ФНС, ФССП, из картотеки арбитражных дел и т. д. и предоставляем глубокую аналитическую интерпретацию этих данных. Факторы, которые могут говорить в пользу «однодневности» компании, широко известны: это массовый директор, массовый адрес регистрации, нулевой баланс, отсутствие активов... Обладание полной информацией о контрагентах - реальный инструмент защиты своего бизнеса.
- То есть предупреждён - значит защищён?
- Да, примерно, так.
- Сейчас в городе проходит демонтаж мелких ларьков, павильонов. На ваш взгляд, это оправдано в кризис?
Когда остановка?
- Как оцениваете кризис сегодняшнего дня и 2008 года? Когда сложнее было?
- В 2008 году кризис был связан с тем, что исчезли деньги для кредитования малого бизнеса. Нефть со 120-140 долларов в декабре 2008-го падала до 30, кредитование было остановлено, в некоторых городах даже зарплаты не платили. Но это был кризис-вспышка. Он произошёл внезапно, за один квартал, хотя в марте ещё говорили, что у нас тихая гавань. Но к концу 2009 года всё более-менее стало понятно, а к 2010 году пошёл подъём.
Нынешний кризис хуже уже тем, что он длится полтора года. Первые валютные скачки были отмечены в марте 2014-го. Уже год как происходит девальвация рубля – это очень плохо, два года падают продажи автомобилей – автодилеры закрываются, на рынке недвижимости даже по самым консервативным оценкам застройщиков идёт снижение цен от 5 до10%. И самое главное - непонятно, когда будет остановка! Ощущение такое, что мы девальвировались полностью. Происходит переоценка товаров, переоценка бизнеса.
Станет понятно, какой товарный ассортимент нас ждёт, в каких квартирах мы будем жить, на каких автомобилях и общественном транспорте ездить, какова стоимость кредитов. Естественно станет понятен курс рубля - это 60 (!), а не 30. Мы сильно подешевели, но зато именно сейчас мы начинаем жить по средствам. В действительности это хорошее время для начала бизнеса.
- А каковы дальнейшие перспективы от санкций?
- Трудно судить, но посмотрите: полтора года живём, налоги собираем… Жизнь не закончилась. На мой взгляд, в этих ограничениях нужно видеть не только минусы, но и плюсы. Сравнивая с другими странами, мы теперь реально понимаем, сколько стоит труд, где необходимо автоматизировать производство. Ограничения – это огромный стимул для модернизации и повышения производительности труда.
Где родился - там и пригодился
- А что делать простым людям в кризис? Вкладывать во что-то деньги или, наоборот, тратить?
- Политика простого потребителя во все времена стандартна. Поначалу люди пытаются вложиться в товары долгосрочного пользования или в валюту, драгметалл – все мы наблюдали в декабре прошлого года, как феерично скупалась недвижимость, автомобили и т. д; потом наступает период, когда начинают понимать - нужно съездить отдохнуть, а то потом мало ли что, вдруг не придётся… Третий этап (как раз сегодняшний) – это когда начинается серьёзная экономия.
- Тогда на чём экономить?
- Вопрос уже не стоит - на чём. Сейчас меняется коренным образом качество жизни. Меняются полностью ассортимент, товары меняются на более дешёвые. В целом в самой матрице уже произошли изменения – чеки уменьшились. Люди переходят в дешёвые магазины, этим объясняется массовое открытие магазинов-дискаунтеров. И я думаю, что это неплохо. Мы приходим в нормальное состояние экономии, люди перестают тратить много денег на еду.
- У нас в городе часто говорят, что Омск непригоден для жизни. Молодежь стремится покинуть его, едва став на ноги… А Вам каким наш город показался?
- Я не вижу, честно говоря, для таких настроений объективных причин. У вас есть налоговая база, товарооборот, коммуникации - значит, у города есть будущее, и в нем можно жить!
А вообще нужно просто понимать своё место, и в жизни, и в бизнесе в том числе. Если ты будешь производить какой-то конкурентоспособный продукт, то неважно, где находиться. Ведь есть в мире города, которые лучше и Москвы, и Петербурга, и любого российского города, но ведь это не повод, чтобы уезжать туда. Нужно находить баланс между применимостью себя и инфраструктурой, которая позволяет это делать. Попытка найти место физического комфорта там, где лучше, чем здесь, часто не оправдывает себя. Ведь в действительности место зависит от людей. Тем более сейчас, когда есть Интернет, есть переводчики, и в плане информации никаких ограничений для работы нет - возможностей масса.