aif.ru counter
163

Как заработать на кусок хлеба. Почему родители мешают карьере своих детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ в Омске 05/12/2018

Чего хотят мамы и папы для своих детей? Лучшей жизни, конечно. И частенько родители сами выбирают им профессию. Иногда прислушиваясь к мнению дочки или сына, иногда нет.

«Важно иметь стабильный заработок», - говорят родители. А для этого, по их мнению, самым правильным будет получить такое образование, которое даст работу в офисе - тепло и над головой не каплет. «Отлично, будешь юристом!» На хлеб с маслом и икрой может заработать, например, стоматолог. Зубы будут всегда болеть, а лечить их дорого. Хорошо, если ребёнок с выбором согласен, а если он не склонен к подобной работе? Получаем балбеса в кабинете, не способного читать документы, или неумеху-врача.

Вкалывают роботы

Думать о зарплате при выборе профессии - очень рационально, только вот жизнь показывает, что будущую профессию лучше выбирать не головой. Работой надо наслаждаться. По крайней  мере, так говорят специалисты по персоналу. Удовлетворённый человек трудится с огоньком и стремится познавать новое.

А вот родительское «Мы знаем лучше!» пора забыть, советуют специалисты по профориентационной работе. Если кто-то говорит, какая профессия будет востребована в ближайшие лет семь-десять, не верьте этому человеку. Мир меняется слишком быстро.

«Мы живём не в самое удачное время для наших детей, - говорит специалист по профориентационной работе Татьяна Исакова. - Сейчас время автоматизации и цифровизации всех процессов, в ближайшее время это «съест» самые нужные для начала карьеры должности. Вот что было с нами? Мы все приходили на рядовые должности, начинали, например, с помощников. Носили письма на почту, документы в другую организацию. Помните, как в «Приключениях Электроника» пели про прогресс, когда и труд физический исчез, а умственный заменил механический процесс? Получается, надо менять суть образования. Уже сейчас особенно продвинутые работодатели смотрят не только в диплом. Они ищут в резюме пункт, который скромно зовётся «Дополнительные навыки». А уж там чего только нет! Например, указывают умение водить машину и знание иностранных языков, сюда же вписывают стрессо­устойчивость и умение работать в команде, любят указывать коммуникабельность и способность непрерывно учиться».

Нужный skills

Раз наши дети будут жить в обществе машин, значит ли это, что нужно учить ребёнка программированию? Обязателен ли иностранный язык? Наверняка надо научиться думать, как машины, то есть структурно. Вряд ли школьных уроков информатики будет для этого достаточно, как и уроков английского языка. Хотя про иностранный язык говорят, что в ближайшем будущем появятся устройства с распознаванием речи и автоматизированным переводом, но учить язык надо, опять же, чтобы структурно мыслить.


НЕОБХОДИМЫ ИНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ЧЕМ ЗНАНИЯ.


Родители к выпускному классу превращаются в ходячий кошелёк: репетиторы, допзанятия, курсы. Примерно так же себя чувствуют выпускники вузов и техникумов. Им не хватает навыков, которые требует работодатель. Нынешние специалисты по работе с персоналом советуют обратить внимание на развитие таких навыков (их называют skills), как умение слушать, говорить и договариваться. Спрос на это рождает предложение на рынке допобразования для взрослых: появляются различные коучеры и консультанты. Кстати, считается, что у русских есть большая проблема с общением и умением договариваться. Объясняют это тем, что в России нового времени сменилось несколько формаций. Ещё не забыты времена плановой экономики, когда договариваться было не надо; лихих бригад, когда никто никого не слушал. Сейчас бизнес двигают переговоры, с этим пока проблема. Зато с креативностью порядок, над нами даже шутят: «Нужна идея - поставь русского. Нужно её воплотить - возьми японца».

Рабочие таланты

В Омске проходят региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills). Это ещё один skills, когда проверяют рабочие навыки. Но  соревнования - лишь верхушка айсберга, а основа - система профессиональных стандартов, без которых не ликвидировать отставания от зарубежной промышленности.

И слово «рабочие» здесь имеет отношение не только к рабочим специальностям. Развитие непроизводственной сферы идёт семимильными шагами. По данным Международной организации труда, ежегодно рынок труда пополняет 40 млн человек, рабочие места для них будут создаваться в секторе услуг, на который сегодня приходится около 49% всех занятых лиц в мире по сравнению с 29% в сельском хозяйстве и 22% в промышленности.

Под конкретного работодателя

Елена Корчагина

«При губернаторе есть координационный совет по развитию профессионального образования, - рассказала замминистра образования Омской области Елена Корчагина. - В этом году было подписано соглашение между правительством региона и Агентством стратегических инициатив, и в течение этого года и следующего будет внедрён региональный стандарт кадрового обеспечения экономического роста. Основная задача в реализации этого стандарта - сформировать единый механизм, который обеспечит подготовку кадров, обоснованный в связи с прогнозируемыми потребностями работодателей, под конкретное рабочее место, с использованием различных  методик. Это дуальное обучение (когда теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. - Ред.), практикоориентированное, целевое. Весь комплекс мероприятий позволит нам отработать на пилотных профессиях и специальностях с заранее согласованными работодателями этот механизм. Дальше будем транслировать его на всю систему подготовки кадров Омской области».

Изменять педагога

Игорь Зуга

«Четыре фактора определяют будущее ребёнка – это креативное мышление, критическое мышление, сотрудничество и умение работать в команде, - считает генеральный директор ПАО «Омскнефтехимпроект» Игорь Зуга. - Он должен сомневаться, должен быть не удовлетворён существующим положением. Человек, который говорит «сойдёт и так», страшен, потому что он должен делать лучше. У нас часто высказывают ту или иную позицию не всегда корректно, а нужно уметь общаться. Мы всё время учим каким-то конкретным знаниям, а надо учить определённому состоянию. Не профессиональные навыки нынче важны, это ошибочное педагогическое мнение тех преподавателей, которые далеки от будущего. У меня в телефоне есть Интернет, я оттуда возьму любые знания, а вот учить нужно взаимодействовать, креативить, анализировать. Это задача современной школы, и я думаю, что сегодня образовательная система Омской области начинает быть современной».

От стажёра к профессионалу

Ольга Базюк

«Служба занятости проводит региональные молодёжные форумы «Учиться. Развиваться. Созидать». Во время форумов студенты могут узнать о профессиональных требованиях, предъявляемых работодателями к молодым специалистам, - говорит и. о. начальника отдела главного управления государственной службы занятости населения Омской области Ольга Базюк. - Сейчас промышленные и аграрные предприятия региона заинтересованы в экономистах, управленцах, специалистах по логистике, представителях рабочих специальностей, также востребованы педагоги и медицинский персонал. У нас существуют программы, которые поз­воляют повысить квалификацию и разряд, получить дополнительное образование, что помогает найти своё место на рынке труда.

Наиболее эффективный способ адаптации выпускников в трудовых коллективах - стажировка. Свыше 80% выпускников после стажировки продолжают трудовые отношения с работодателями. За девять месяцев 2018 года в Омской области таким образом получили работу почти 300 молодых специалистов».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах