Примерное время чтения: 7 минут
119

Кнут и пряник коммуналки. Не смог платить - приходи работать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Омске 05/09/2012
Фото: АИФ

Омичи массово перестают платить по счетам и не видят в этом ничего зазорного. Ведь телевизор нас научил: чтобы ни случилось, виноваты коммунальные службы. А о том, что наши платежи как раз и покрывают расходы коммунальщиков, никто и не думает. А ведь у этих организаций всего один источник финансирования - наши оплаченные квитанции. Поэтому, какой бы важной для социальной сферы ни была сфера ЖКХ, какой-никакой рыночный механизм здесь должен работать.

Теме коммунальных долгов и была посвящена встреча в редакции «АиФ в Омске». На круглый стол «Долгов.нет» пришли: Игорь КВАСОВ, руководитель департамента экономики и финансов минстроя, Елена ГАВРИШ, начальник отдела по работе с населением управления сопровождения продаж ОАО «ОмскВодоканал», Сергей ДЕДОВ, начальник отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», Анатолий РУДНИК, заместитель коммерческого директора ОАО «Омскэнергосбыт», Марина ПОПОВА, начальник управления продаж тепловой энергии населению СП «Теплоэнергосбыт» Омского филиала ОАО «ТГК-11», Оксана Севастюк, генеральный директор ОАО «ЦентрЖилСервис», и Александр БУРЫХ, советник управляющего по связям с общественностью УК «ЖКХ Сервис».

Проблемы общие

В рамках разговора выяснилось: несмотря на то, что участники круглого стола представляют разные сферы коммунального хозяйства, проблемы у них совершенно идентичные. Ведь злостные неплательщики не погашают счета всем компаниям, независимо от их сферы деятельности.

Более того, наши эксперты сошлись во мнении, что неуплата долга является в наше время примером чуть ли не доблести. Телевизор целыми днями рассказывает о жестоких компаниях жилищно-коммунального комплекса, которые отбирают последнее у нищих жителей домов. А между тем почему-то никто не рассказывает, как эти самые жильцы по два-три года не платят за потреблённые услуги в ожидании окончания срока давности, после которого наказать их не получится.

Понятно, что в жизни бывают различные экономические трудности и кризисы, да и стоимость коммунальных услуг нередко так зашкаливает, что оплатить все счета не представляется возможным. Но все участники круглого стола подтвердили, что в действительно сложных случаях они готовы идти навстречу задолжавшему жильцу. Нередко неплательщик, попавший  в трудное положение, может получить и вовсе беспроцентную рассрочку платежа или списание пени. Если, конечно, он самостоятельно придёт в компанию поставщика услуг, а не будет прятаться от неплатежей за металлическими дверями своей квартиры.

Но понятно, что временные неплатежи не такая большая беда для поставщиков услуг, а вот борьба со злостными должниками забирает много энергии и сил. Какие только методы не пробуют коммунальщики, чтобы заставить платить: цветные квитанции, «доски позора», а когда моральных мер недостаточно, то компании производят отключение от услуги и передают дела в суд. Всё это приходится применять в повседневной практике поставщикам ресурсов вместо того, чтобы больше сил денег и средств вкладывать в жилищно-коммунальный комплекс.

Суд поможет

К сожалению, по мнению экспертов, самые эффективные меры - превентивные. Когда слесаря приходят со сварочным аппаратом, чтобы перекрыть газ, или электрики собираются обрубить свет - деньги нередко находятся. Оно и понятно, лучше вернуть все долги, чем потом ещё и платить за повторное подключение.

Кстати, попасть в число отключенных можно очень легко: нужно лишь в течение трёх месяцев не платить за услугу, а затем проигнорировать предупреждение об отключении. И всё: на исходе четвёртого месяца вы рискуете проснуться в обесточенной квартире или остаться без иных коммунальных услуг. Вплоть до канализования. А уж когда дело доходит до суда, то дополнительные расходы вообще могут превысить саму сумму долга.

Пока жильцы не поймут, что должники отбирают деньги не у коммунальщиков, а у соседей - ничего не изменится: выплачивать долги по-прежнему будет не модно.

На правах рекламы:

Компетентно:

Анатолий Рудник, заместитель коммерческого директора ОАО «Омскэнергосбыт»:

- На сегодняшний день для поставщика ресурса долги потребителей - основная проблема. Фактически получается, что изначально потребитель взял у ресурсоснабжающей организации беспроцентный кредит и не торопится его возвращать. Так быть не должно. Добросовестных потребителей наша компания поощряет, организовывая призовые акции. Ещё как вариант стимулирования должников к оплате - акция по списанию пени. В этом году «Омскэнергосбыт» начислил омичам пени за несвоевременную оплату потреблённой электроэнергии на 5,3 млн рублей. Напомню, сумма пени рассчитывается исходя из количества дней просрочки платежа. Во избежание начисления пени оплату необходимо производить ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за расчётным. Мы проводим эту акцию уже во второй раз. В этом году компания прощала пени летом, когда спад платежей обусловлен периодом отпусков. В результате акции «Прощайте, пени!» с июня по август было списано 616 тыс. руб. пени 22 тыс. абонентов. В общей сложности клиенты компании оплатили 20,5 млн рублей задолженности.

Надо сказать, что после июльского повышения тарифов потребители не стали платить хуже, хотя традиционно считается, что рост тарифа влечёт за собой рост долгов. Цифры  задолженности даже несколько сократились: по состоянию на 1 июля совокупный долг населения перед компанией составлял 293 млн руб., на 1 августа - 290 млн руб. Многие постепенно понимают, что платить за коммунальные услуги нужно вовремя.

С теми же, кто платить вовремя не хочет, претензионная работа начинается с информации о наличии задолженности в квитанциях и персональных уведомлений о необходимости погасить долги.

Компания всегда идёт навстречу потребителям. Предлагаем прийти и обозначить проблему: может быть, человек оказался в сложной жизненной ситуации или испытывает временные трудности. Когда долг носит разовый характер или оплата задержана по объективным причинам - реструктуризируем задолженность. Нужно понимать: между поставщиком и потребителем нет непримиримых противоречий, главное - обоюдное желание договориться.

Если же человек уже длительное время не платит за коммунальные услуги, мы применяем иные меры воздействия. После нескольких уведомлений и при отсутствии реакции с его стороны к должнику приезжает бригада специалистов компании и отключает квартиру или дом от энергоснабжения. В частном секторе отключение производится на опоре линии электропередач либо на вводе в дом. В многоквартирных домах - в подъездах и квартирах. Но, повторюсь, предварительно обязательно соблюдается процедура уведомлений. Как правило, большинство должников, увидев наших специалистов, сразу находят деньги. Поэтому в рейды мы отправляем в населённые пункты свои передвижные кассы, где можно сразу заплатить по счетам. Пока, к сожалению, отключение - самая действенная мера. Но стоит ли доводить до крайности, ведь процедура подключения к энергоснабжению платная.  

Мы не сторонники карательных мер по отношению к должникам, однако до тех пор, пока люди не поймут, что ресурс - это такой же товар, как и все остальные, за который нужно платить, поставщики будут вынуждены действовать жёстко, но в рамках правового поля. Общество должно прийти к культуре своевременных платежей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах