Примерное время чтения: 9 минут
167

Герман Греф в Омске: о возможной девальвации рубля, о банковских очередях и о прогулке по родному городу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Омске 11/07/2012
Фото: Екатерины Саенко

- На петербургском форуме Вы говорили, что неминуема девальвация рубля…

Я никогда не утверждал, что неминуема девальвация рубля, всегда был уверен, что этого не знает никто, ни один ответственный человек не может взять на себя прогноз курсовой политики. В случае с Россией надо обладать даром предвидения в отношении цен на нефть, я не знаю, сколько будет нефть через месяц или через год.

Цитата
В случае с Россией надо обладать даром предвидения в отношении цен на нефть

Шансы на то, что она резко упадёт, 50 на 50. Шансы того, что она будет расти или она упадёт, примерно равны.  Если нефть упадет, курс рубля будет ослабляться; в случае, есть нефть будет расти, курс рубля будет укрепляться. К этому надо быть готовым. Центральный банк объявил о начале плавающего курса, и я считаю, что это наиболее адекватный способ макроэкономической политики, который только можно придумать.  Есть примеры в целом ряде других стран, где этого компенсатора не было, экономика стран оказалась в сильнейшем кризисе. Сейчас такую ситуацию мы наблюдаем на Украине, когда ЦБ тратит совершенно ненужные усилия, и, самое главное, ресурсы ради поддержания курса гривны. Но я вчера прочитал в Интернете о том, что президент Украины завил: он поддерживает политику плавающего курса, и я считаю, что это абсолютно правильный шаг с его стороны. В Белоруссии кризис был спровоцирован как раз именно такой политикой на пустом месте.

Считаю, что политика, которую проводит ЦБ у нас сейчас, максимально адекватна и поддержание курса рубля – это ничем не обоснованная мера со стороны ЦБ, и самое главное, что она проводится  не за счёт ресурсов Центрального банка, а за счёт экономики. Потому что расплачиваются за эту меру те предприятия, которые получают неконкурентоспособные издержки при поставках продукции на экспорт и не происходит импортозамещения. То есть обе части нашей экономики страдают.

- В чём, на Ваш взгляд,  сегодня следует хранить деньги?

- Я много раз отвечал на этот вопрос.  Всё зависит от того, о каких доходах идёт речь. Есть две проблемы: первая, где хранить сбережения. Не хочу рекламировать Сбербанк, но лучшего места вы просто не найдёте нигде в мире. Второе, в каких валютах. Если вы видите, что ваши запасы текущей ликвидности не так велики, храните их в рублях. Не надо бояться девальвации, сейчас совершенно взвешенная, сбалансированная политика. Если у вас сколько-нибудь существенные доходы, которые сложились уже, то, конечно, можно диверсифицировать их по инвестиционным портфелям. Сегодня я не рекомендую евро, потому что судьба евро под большим вопросом, но нужен наверное доллар и те валюты, которые не привязаны к курсу доллара, такие как сингапурский доллар, он достаточно надёжен, и еще какие-то региональные валюты. Но ни евро, ни швейцарский франк – они абсолютно коррелируют и привязаны к курсу доллара. Несколько валют это всегда хорошо, у нас есть специальные продукты – и специальные обезличенные металлические счета, и золото, это уже дальше, лучше всего это делать со специалистами, в наших отделениях есть специалисты по продажам, которые дадут вам грамотный совет исходя из ваших накоплений.

- Когда-то Вы возглавляли фонд 300-летия г. Омска. Как Вы считаете, реально ли реализовать те масштабные проекты, которые замыслены были, в частности, строительство аэропорта «Омск-Фёдоровка»?

- Мы вчера приземлялись – такая очень необычная история, приземляться в центре города, нечасто встретишь такое. Аэропорт построить абсолютно реально, это, конечно, громадные инвестиции, и конечно его надо структурировать на основе частно-государственного партнёрства. Без изменения лица администрации в части доверия со стороны инвесторов, не бывает доверия со стороны мелких или крупных предпринимателей, есть просто доверие, оно либо есть, либо его нет. Так вот, если это доверие сложится и если удастся люда привлечь крупных операторов, я думаю, что это проект вполне реально реализовать и нужно реализовать. Потому что конечно в условиях, когда аэропорт в центре города... Я не знаю, сколько в Омске на голову населения сыплется, но я знаю, что есть в Москве серьёзные исследования, сколько топлива падает на головы москвичей. У нас совершенно устаревшие правила регулирования полётов, и только за счёт тех кругов, которые нужно совершать над городом, в Москве десятки тысяч тонн в год керосина сваливается на головы людей. Я думаю, что аэропорт в центре Омска – это большая проблема с точки зрения экологии. 1,8-1,9 млн пассажиров в год это уже достаточно существенный пассажиропоток и, конечно, он будет только расти, поэтому аэропорт надо уносить из центра города.

- Вчера вы гуляли по Омску. Насколько он изменился, что увидели, какой Омск?

- В 11 вечера гуляли, как вы узнали? (смеётся). Мне, конечно, было интересно на Омск посмотреть, мы вчера действительно много походили пешком, посмотрели, я пешком по Омску не ходил очень давно, со студенческих лет, - город очень сильно изменился. Где-то в лучшую, где-то, не буду скрывать, в худшую сторону. Должен честно сказать, что на фоне того, что мы пролетели целый ряд городов за последнюю неделю, Омск выигрышно отличается от того же Красноярска, скажем, и даже от Владивостока. Во Владивосток, конечно, вложены огромадные средства за последние годы, город сейчас совершено по-другому выглядит, в Омск такие средства не были направлены.

Тем не менее, здесь много есть что критиковать, но в общем и целом здесь нет такого «заповедника», допустим, угробленных фасадов вывесками разноцветными, шалманами из торговых киосков, которые разбросаны по всем улицам, ну, скажем, в том же Красноярске. В Омске такой картинки нет. Она не идеальная, есть над чем работать, но честно говоря я ожидал худшего. Но что бросается в глаза, всё-таки это город-миллионник, недостаточное количество инвестиционных проектов, сразу видно, что инвесторы не очень любят этот город.

Для меня было полной неожиданностью, что у вас нет ни одного современного гостиничного комплекса. И мы вчера обсуждали с губернатором, конечно, нужно всячески помочь какому-то из предпринимателей, и мы готовы здесь совместно участвовать в структурировании, построить здесь суперсовременный комплекс с конференц-залами, и т.д. Без этого вообще невозможно, кто сюда приедет любоваться вашими красотами, если у вас одна 4-звёздочная гостиница, и та в пиковые месяцы полностью загружена! У вас гостиниц меньше, чем в Южно-Сахалинске, городе, в котором меньше 200 тыс. населения! Недопустимо, конечно.

Город понравился моим коллегам, которые впервые прилетели в Омск. Они сказали, что город необычный, старый, с такими архитектурными традициями, особенно центральная часть города.  На мой взгляд, при любви к городу и горожанам я думаю в течение 5-6 лет город можно радикально изменить как внешне, так и с точки зрения его привлекательности.

- Герман Оскарович, продолжаете ли Вы бороться с очередями в Сбербанке? В Омске с введением электронной очереди проблема не решилась…

- Я неоднократно говорил, что очереди в наших отделениях - это мой личный позор. Мы и не рассчитывали, что введение  электронных очередей сразу прекратит очереди реальные, более того, есть даже некоторый эффект, о котором мы сегодня с коллегами говорили: чем меньше у нас очереди, чем более комфортное обслуживание, тем боле у нас увеличивается клиентопоток из других банков, с почты, что опять-таки увеличивает нагрузку на нас. Это хорошо, что мы приобретаем новых клиентов, но, с другой стороны, это опять не решает одну из наших ключевых задач – это очереди.

Мы не ставим задачи вообще ликвидировать очереди, мы говорим о том, что человек в очереди у нас должен проводить минимальное количество минут: 5-7-10, это не страшно, но недопустимо, когда человек у нас находится в течение 30-40 минут, или не дай Бог, еще дольше. Это позор всего менеджмента банка, Западно-Сибирского банка, Омского, и мой личный. До конца этого года 90% наших клиентов должны обслуживаться в срок не более 10 минут. Пока мы не исполняем наш внутренний норматив. В прошлом году мы совершили грандиозный скачок в обслуживании клиентов. Но я надеюсь, что до конца года мы сделаем еще один шаг, и после окончания переформатирования, а оно у нас должно закончиться в 2014 году, но задача до конца 2012 года постараться эту проблему разрешить.

Поэтому я и у вас как у клиентов и у всех омичей прошу прощения за некачественную работу, за то, что вы теряете своё драгоценное время в очереди.

- Какие планы у банка в отношении Сибири вообще на долгосрочную перспективу?

- Пятилетняя стратегия развития Сбербанка заканчивается в конце 2013 года, и мы сейчас готовим новую. Если первый этап, который мы назвали условно модернизационным, мы в основном применяем внутри Сбербанка те технологии, которые берём в качестве готовых решений у наших западных конкурентов, и сейчас мы достигли такого масштаба, что во всем мире считаемся одним из самых инновационных банков. 2-ой этап, который мы начинаем с 2013 года, будет уже инновационным, когда мы уже не сможем занимать чужие технологии, нам придётся очень много инвестировать в инновации и разработки. Для вашего понимания могу сказать, что , скажем, программа переформатирования наших отделений – это примерно 2,5 млрд долларов в год, все что мы тратим. И примерно столько же мы тратим на новые технологии и инновации. Это примерно 6% от нашего оборота и каждый год она растет. В этой части мы находимся на уровне затрат примерно всех крупнейших мировых компаний, которые пользуются инвестиционными технологиями. Не готов пока сказать, что конкретно будет в Омской области, но, поверьте, при таком взаимодействии, которое мы выстаиваем сейчас, самые современные технологии постараемся стартовать здесь, у вас. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах