Примерное время чтения: 6 минут
74

Что год грядущий жилищникам готовит?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ в Омске 08/12/2010

На пороге новый год, и вновь на повестке дня тема номер один - тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Ведь россиян ждёт уже привычный «подарок» - рост «коммуналки».

О том, с какими трудностями в связи с этим предстоит столкнуться управляющим компаниям, мы беседуем с Оксаной Севастюк, генеральным директором ООО «УК «ЦентрЖил­Сервис».

- Оксана Владимировна, не прогнозируете ли Вы роста задолженности со стороны собственников жилья?

- На самом деле люди не так много должны. Дебиторская задолженность примерно одинаковая постоянно, - поясняет Оксана Севастюк. - Мы проводили сравнительный анализ по нескольким домам. По состоянию на 1-е число текущего месяца задолженность была примерно равна объёму начислений за один период. Это относительно небольшие долги. Поработав своё время в муниципальном жилищно-коммунальном предприятии, я имею возможность сравнить. Там стабильная задолженность равнялась сумме трёх периодов. Мы, конечно, хотим, чтобы собственники платили день в день, для того чтобы у управляющей компании было достаточно оборотных средств. Но это в идеале. У нас собственники по большей части дисциплинированные. Кто платил в этом году, тот и с учётом роста тарифов в следующем году будет платить.

Со своей стороны мы принимаем меры к потребителям из числа хронических должников, но всегда стараемся и им идти навстречу. Штрафные санкции применяем очень редко. Пени начисляем только тем, с кем вопросы оплаты можно решить уже в суде. Хотя в некоторых случаях люди после взыскания штрафа стараются платить вовремя. Для них штраф - это стимул.

Слагаемые тарифа

- Что влияет на рост жилищно-коммунальных тарифов и, в частности, на стоимость услуг управляющих компаний?

- Тарифы растут по многим причинам, в том числе и из-за инфляции. При этом зарплата специалистов управляющих компаний остаётся примерно на том же уровне. В 2011 г. правительство приготовило российскому бизнесу, мягко говоря, не очень приятный сюрприз в виде увеличения объёма социальных отчислений с 14% до 34%. Я уверена, что это решение повлечёт за собой рост тарифов. Но при этом нужно понимать, что жилищники дополнительных денег не получат, поскольку эти поступления пойдут в бюджеты и внебюджетные фонды. Государство принимает нормативные акты, но не предлагает одновременно с этим никаких компенсационных мер. Зарплата в отрасли не увеличивается, а себестоимость работ, материалов и услуг стабильно растёт, - констатирует Оксана Владимировна. - Внутри тарифов управляющих компаний - электроэнергия, коммунальные услуги, стоимость инвентаря, материалов и ГСМ. За счёт статьи «управление жильём» осуществляется много работ, которые дополнительно не оплачиваются. Например для того, чтобы только приступить к капитальному ремонту дома, необходимо понести затраты на составление сметы, оформление и согласование различных документов. Для осуществления того же документооборота нужны бумага, ксерокс, факс и т. д. Сегодня ни одно предприятие не работает без компьютеров, но современную технику тоже нужно обслуживать. Всё это надо учитывать в тарифе. Кроме того, себестоимость работ и услуг в каждой организации складывается по-разному, с учётом месторасположения её объектов, стоимости аренды помещений, уровня и системы оплаты труда сотрудников, автоматизации процесса. Большое значение имеет даже тот факт, как приобреталась предприятием техника - в собственности она, оформлена в кредит или куплена по лизингу. Если средства заёмные, значит, и стоимость услуг дорожает.

Таким образом каждая управляющая компания формирует тарифы с учётом того, как у неё организован процесс. Как дома, в семье. Можно самостоятельно приготовить обед, а можно пойти в ресторан. Продукт тот же, а стоимость его разная. Так и в управлении жильём: работа одна и та же, а цена, с учётом разницы применяемых материалов и технологий, отличается.

Опять закручивают гайки

- Может ли УК самостоятельно повышать стоимость услуг по обслуживанию жилья?

- Управляющая компания может повышать тариф с учётом решения собрания собственников жилья. Бывает, что необходимость повышать стоимость услуг назрела, а собственники не согласны. Тогда управляющая компания вправе выйти с инициативой в органы представительной власти, - рассказывает Оксана Севастюк. - Гипотетически такая возможность у жилищников есть, но пока они ею не пользуются, стараются договариваться. Пользоваться этой возможностью управляющие компании начнут сразу после вступления в силу изменений в Жилищный кодекс, проект которого уже опубликован. В декабре пройдут первые чтения этого документа в Госдуме. С принятием нового кодекса управляющие компании будут нести ответственность за всё, и спрашивать за все коммунальные беды будут именно с них. Вот тогда жилищники начнут повышать тарифы. Вполне возможно, что после вступления в силу новых законодательных актов социальная напряжённость только увеличится, а в отрасли сложится критическая ситуация.

Беречь то, что есть

- Как собственники должны строить взаимоотношения с управляющими компаниями для того, чтобы они могли экономить на обслуживании и содержании жилья?

- Самый главный прин­цип экономии - плановость и продуманность расходов. Согласованность наших действий сегодня - это значительная экономия в будущем, - уверена Оксана Владимировна. - Нужно взять за правило обсуждение собственниками вместе с управляющей компанией предстоящих расходов, составление планов и графиков будущих работ и осуществление профилактических мер. В ЖКХ, как в медицине, превентивность - основной принцип. Ведь если небольшие дефекты своевременно выявить и ликвидировать, можно избавиться от серьёзных и затратных проблем. Например, мы, вложив сегодня средства, заменили трубы и установили счётчики или утеплили окна в подъездах, межпанельные швы и т. д., в перспективе из-за сокращения потерь существенно сократятся и расходы. Но обязательно это нужно коллегиально обсуждать, чтобы сегодняшние затраты привели к завтрашней экономии. И, конечно, необходимо беречь то, что есть. Можно раз в пять лет ремонтировать подъезд и содержать его в чистоте, а можно хоть каждый год белить и красить, но безрезультатно с точки зрения чистоты и уюта. Нужно к своему подъезду и двору относиться так же, как мы относимся к своему дому, тогда будут и экономия, и результат.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах