Примерное время чтения: 7 минут
349

Будущее за лидером: о перспективах нефтеперерабатывающей отрасли в Омске

Эксперты в области нефтепереработки встретились с представителями омских СМИ.
Эксперты в области нефтепереработки встретились с представителями омских СМИ. / Николай Кривич / АиФ

В качестве экспертов выступили Леонид Багдасаров, доцент кафедры химмотологии РГТУ им. Губкина, и Александр Глазов, заместитель генерального директора по производству «Газпромнефть-ОНПЗ».

Евро-5 – всем авто!

Абсолютно весь бензин и дизельное топливо с конца прошлого года выпускаются на ОНПЗ только стандарта Евро-5 в соответствии с требованиями технического регламента. Последней «точкой» в этом процессе стала реконструкция комплекса КТ-1/1, который после масштабного ремонта был запущен в ноябре 2015-го.

Этим фактически завершён первый этап модернизации завода, программа которой была «заточена» на выпуск топлива высшего (на сегодняшний день) экологического класса. Сегодня флагман «Газпром нефти» перерабатывает максимально возможное количество сырья, и теперь перед заводом стоит новая задача – увеличение глубины переработки. К 2020 году ОНПЗ планирует довести ее до 97%.

«К примеру, в США этот показатель равен 94%, в Японии – 91%, в Европе – 88%, – говорит Александр Глазов. – Наш же завод вполне может за ближайшие несколько лет выйти на запланированную глубину переработки».

Эксперты Александр Глазов и Леонид Багдасаров. Фото: АиФ/ Николай Кривич

Плюс катализаторы

Омский нефтезавод – это такая огромная химическая лаборатория площадью в 1290 га, где поступающая с месторождений нефть разделяется на составные элементы, а из них уже вырабатывается конечный продукт – будь то бензин, дизельное топливо, авиакеросин, битум, кокс, автомасла и многое другое. Не все знают, что более 50 лет на ОНПЗ выпускается и несвойственная ему продукция – катализаторы каталитического крекинга. Они, в первую очередь, идут на собственные нужды – не будь у нас этого производства, ОНПЗ пришлось бы, как почти всем российским заводам, покупать катализатор у иностранных производителей, – но хватает и для других: мощность производства на сегодня составляет порядка 3000 тонн. Это позволило омичам участвовать в тендере на поставку катализаторов для Московского НПЗ, также принадлежащего компании «Газпром нефть». В честной борьбе омичи победили, хотя участвующие в отборе иностранцы и прибегали к демпингу.  И теперь, понимая, что вероятность потери выгодного российского рынка велика, наши заокеанские друзья вынуждены снижать цены на свою продукцию – потому что есть ОНПЗ, готовый и дальше развивать катализаторное производство.

«Если честно, омский катализатор обходится дороговато из-за довольно старенького производства, – говорит Леонид Багдасаров. – Но омичи большие молодцы, что сохранили его, всё же это непрофильное для нефтезавода направление. И ещё отлично, что компания готова инвестировать серьёзные средства в строительство нового завода по производству катализатора для каталического крекинга, где продукция будет, возможно, даже превосходить зарубежные аналоги».

Рынок нефтепереработки России и ближнего зарубежья сегодня нуждается примерно в 20 000 тонн катализатора крекинга в год. И когда в Омске появится новое производство, а оно будет именно новым, а не модернизированным, почти столько же он и сможет выдавать на-гора. «Газпром нефть» готова вложить порядка 15 млрд руб., чтобы к 2020 году на ОНПЗ выпускалось около 15 000 тонн катализатора каткрекинга и 6 000 тонн катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга. Это значит, что потенциально омский катализатор сможет вытеснить зарубежный, ведь каталитический крекинг, как подчеркнул г-н Багдасаров, – «мать многих нефтехимических процессов». Именно благодаря каткрекингу возможно увеличение глубины переработки нефти, а к этому стремятся все нефтезаводы.

За круглым столом собрались более десятка человек. Фото: АиФ/ Николай Кривич

Первый этап создания кластера

Эта самая «мать процессов» ведёт за собой множество «смежников» – все знают о так называемом синергетическом эффекте, когда одно вновь созданное рабочее место даёт ещё от 5 до 7 в других отраслях. Что это значит в нашем конкретном случае? Оборудование придётся монтировать, устанавливать, старое, возможно, демонтировать… Для этого будут привлекаться подрядные организации, в идеале хотелось бы, чтобы работа досталась омичам. А после запуска завода продукцию надо будет упаковывать, перевозить, утилизировать и т. д. – это даёт простор для развития малого и среднего бизнеса.

Стоит надеяться, что создание катализаторного производства может стать  ключевым проектом перспективного кластера нефтепереработки и нефтехимии Омской области. Это первый значимый проект по созданию нефтехимического кластера, реализуемый в сегодняшних сложных экономических условиях. Он стал возможным благодаря серьёзной проработке со стороны компании «Газпром нефть» и руководства региона. Известно, что губернатор области Виктор Назаров довольно долго вёл переговоры с главой «Газпром нефти» Александром Дюковым об определённых преференциях, которые будут предоставлены инвестору, вкладывающему средства в новое производство. И омичам удалось доказать своё преимущество, которое заключается не только в комфортных условиях для ведения бизнеса, но и в том, что само производство в Омске уже действует не один десяток лет. Хорошим аргументом в нашу пользу стал и существующий научный потенциал региона: у нас есть и Институт проблем переработки углеводородов, и довольно мощная база подготовки будущих учёных и производственников в технических вузах. Всё это способствовало тому, что пару лет назад было подписано соглашение о сотрудничестве между Омской областью и «Газпром нефтью», и компания приняла решение строить завод именно у нас, хотя с точки зрения логистики центральная Россия, наверное, была бы более предпочтительной. Чтобы вовремя выпустить продукцию, в компании уже завершили технико-экономическое обоснование проекта. Строить будут, как это всегда делалось на ОНПЗ, быстро, но качественно. Уже сегодня на  действующей установке по производству катализаторов крекинга начат монтаж нового блока фильтрации. Его ввод позволит выпускать катализаторы серии «Авангард», которые в перспективе заменят выпускаемые сегодня марки катализаторов. Также в июне на ОНПЗ планируют смонтировать пилотную установку каткрекинга, на которой будут испытывать опытные партии новых марок и анализировать работу уже выпускаемых катализаторов крекинга.

В Омске откроется масштабное производство катализаторов крекинга. Фото: АиФ/ Николай Кривич

Кстати, для омичей есть и другая хорошая новость: как подчеркнул Александр Глазов,  катализаторное производство будет отдельным юридическим лицом, и налоги будут выплачиваться в Омске. Предварительно это будет сумма порядка 450 млн руб. в год и около 10 млрд руб. за 2020-2040 гг.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах