В качестве экспертов выступили Леонид Багдасаров, доцент кафедры химмотологии РГТУ им. Губкина, и Александр Глазов, заместитель генерального директора по производству «Газпромнефть-ОНПЗ».
Евро-5 – всем авто!
Абсолютно весь бензин и дизельное топливо с конца прошлого года выпускаются на ОНПЗ только стандарта Евро-5 в соответствии с требованиями технического регламента. Последней «точкой» в этом процессе стала реконструкция комплекса КТ-1/1, который после масштабного ремонта был запущен в ноябре 2015-го.
Этим фактически завершён первый этап модернизации завода, программа которой была «заточена» на выпуск топлива высшего (на сегодняшний день) экологического класса. Сегодня флагман «Газпром нефти» перерабатывает максимально возможное количество сырья, и теперь перед заводом стоит новая задача – увеличение глубины переработки. К 2020 году ОНПЗ планирует довести ее до 97%.
«К примеру, в США этот показатель равен 94%, в Японии – 91%, в Европе – 88%, – говорит Александр Глазов. – Наш же завод вполне может за ближайшие несколько лет выйти на запланированную глубину переработки».
Плюс катализаторы
Омский нефтезавод – это такая огромная химическая лаборатория площадью в 1290 га, где поступающая с месторождений нефть разделяется на составные элементы, а из них уже вырабатывается конечный продукт – будь то бензин, дизельное топливо, авиакеросин, битум, кокс, автомасла и многое другое. Не все знают, что более 50 лет на ОНПЗ выпускается и несвойственная ему продукция – катализаторы каталитического крекинга. Они, в первую очередь, идут на собственные нужды – не будь у нас этого производства, ОНПЗ пришлось бы, как почти всем российским заводам, покупать катализатор у иностранных производителей, – но хватает и для других: мощность производства на сегодня составляет порядка 3000 тонн. Это позволило омичам участвовать в тендере на поставку катализаторов для Московского НПЗ, также принадлежащего компании «Газпром нефть». В честной борьбе омичи победили, хотя участвующие в отборе иностранцы и прибегали к демпингу. И теперь, понимая, что вероятность потери выгодного российского рынка велика, наши заокеанские друзья вынуждены снижать цены на свою продукцию – потому что есть ОНПЗ, готовый и дальше развивать катализаторное производство.

Рынок нефтепереработки России и ближнего зарубежья сегодня нуждается примерно в 20 000 тонн катализатора крекинга в год. И когда в Омске появится новое производство, а оно будет именно новым, а не модернизированным, почти столько же он и сможет выдавать на-гора. «Газпром нефть» готова вложить порядка 15 млрд руб., чтобы к 2020 году на ОНПЗ выпускалось около 15 000 тонн катализатора каткрекинга и 6 000 тонн катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга. Это значит, что потенциально омский катализатор сможет вытеснить зарубежный, ведь каталитический крекинг, как подчеркнул г-н Багдасаров, – «мать многих нефтехимических процессов». Именно благодаря каткрекингу возможно увеличение глубины переработки нефти, а к этому стремятся все нефтезаводы.
Первый этап создания кластера
Эта самая «мать процессов» ведёт за собой множество «смежников» – все знают о так называемом синергетическом эффекте, когда одно вновь созданное рабочее место даёт ещё от 5 до 7 в других отраслях. Что это значит в нашем конкретном случае? Оборудование придётся монтировать, устанавливать, старое, возможно, демонтировать… Для этого будут привлекаться подрядные организации, в идеале хотелось бы, чтобы работа досталась омичам. А после запуска завода продукцию надо будет упаковывать, перевозить, утилизировать и т. д. – это даёт простор для развития малого и среднего бизнеса.

Кстати, для омичей есть и другая хорошая новость: как подчеркнул Александр Глазов, катализаторное производство будет отдельным юридическим лицом, и налоги будут выплачиваться в Омске. Предварительно это будет сумма порядка 450 млн руб. в год и около 10 млрд руб. за 2020-2040 гг.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть