6 ноября 2023 года стало известно, что командиру воздушного судна и второму пилоту рейса Сочи-Омск Сергею Б. и Эдуарду С., которые посадили самолёт на пшеничное поле под Новосибирском 12 сентября, было предложено уволиться по собственному желанию. Об этом сообщили родственники пилотов.
Корреспондент оmsk.aif.ru решил узнать мнения по этому поводу пассажиров рейса и экспертов.
Не будет людей – не заведут дело
Как написали «Известия», ещё на прошедшей неделе от имени руководства компании «Уральские авиалинии» пилотам злополучного рейса поступило предложение уволиться по собственному желанию. Однако заявлений они писать не стали.
Чуть более двух недель назад Росавиация возобновила расследование аварийной посадки аэрбаса, так как в нём нашли 15 ошибок.
Сейчас же корреспондент оmsk.aif.ru вновь обратился к своему источнику в одной из российских авиакомпаний, который своё мнение по вопросу увольнения пилотов озвучил так: «В авиации всегда что-то происходит, и руководящие лица иногда идут на некоторые шаги, чтобы прикрыть откровенные ляпы в управлении, промахи коллег, свой непрофессионализм и прочее. Отсюда и подобные предложения в сторону экипажа - желание избавиться от тех, кто, может быть, совершил ошибку, чтобы потом не вылезли огрехи в работе самой компании. Нет людей – нет дела».
И здесь речь идёт об уголовном деле…
Имидж - всё!
Пилот и автор Телеграм-канала pilot_on_tour Максим Пырков в разговоре с корреспондентом «АиФ-Омск» сразу упомянул об имидже любой авиакомпании и о том, что имиджевые потери - одно из самых страшных событий, которые могут произойти в текущих реалиях с любой авиакомпанией страны: «Видимо, авиакомпании иногда хотят откреститься от пилотов, чтобы в случае возбуждения уголовного дела они числились уволенными, чтобы их имена уже не ассоциировались с этой авиакомпанией. Таким образом перевозчик сможет говорить, что им были приняты собственные меры. И при этом ещё до завершения официального расследования».
Кстати, насчёт расследования, итогом которого должно стать заключение комиссии. Максим считает, что без результатов и сформированных доказательств заставить людей уволиться по собственному желанию – значит вынудить признать заранее себя виновными.
«Нет результатов расследования, нет уголовных дел, а от людей уже избавляются. Значит знают больше или рассчитывают на определённый исход, предостерегая себя от неприятностей сейчас и негативных моментов в будущем настолько, насколько могут», - резюмировал эксперт.
Вопросы от пассажира
Алёна П., летевшая из Сочи домой в Омск с двумя дочками, до сих пор считает пилотов героями за то, что сумели сохранить жизнь ей, её девочкам и всем пассажирам. Однако ни время, прошедшее с момента экстренной посадки, ни сумма выплаченной за неё компенсации не могут заставить просто забыть о случившемся. Одна из дочерей боится даже в лифте ездить, хотя семья живёт на 13-м этаже. Другая наотрез отказывается когда-нибудь подняться на борт самолёта.
«Не пилотам надо предлагать увольняться, а пересмотреть систему их подготовки, чтобы они даже во время нештатной ситуации могли принимать взвешенные решения, правильные. А ещё обратить внимание на свои изношенные самолёты и их техническое состояние. У меня больше вопросов не к пилотам, а к авиакомпании как работодателю, что нанимает пилотов и не повышает их квалификацию и как владелице самолётов, что ломаются в небе»!
Алёна подчеркивает, что следит за ходом расследования и судьбой пилотов. Когда что-то упускает, ей об этом сразу сообщают родные, друзья и знакомые.
«Непрофессионалам не стоит управлять самолётом»
У известной омской журналистки Елены Асановой на борту аэрбаса в тот день находились дочь и свекровь. Обе, к счастью, не особо вспоминают о том, что произошло 12 сентября. Девочка Настя ещё в день экстренной посадки рассказывала, что не успела испугаться, как самолёт сел.
Елена в разговоре с корреспондентом рассуждает: с одной стороны, пилоты приложили максимум возможностей и предприняли всё, чтобы посадка в поле оказалась успешной – и за это им большое спасибо.
«С другой стороны, свою роль сыграл человеческий фактор. Конечно, мы все ошибаемся, идеальных нет! Но у пилота, мне кажется, всё должно быть так чётко отработано, чтобы не было даже возможности совершать непозволительных ошибок в небе, которые могут закончиться трагедией. Поэтому если руководство авиакомпании посчитало, что действия пилотов были не профессиональны, может быть, таким людям действительно не стоит управлять самолётом», - подытожила журналистка.