В omsk.aif.ru обратилась жительница Омска Татьяна Матвиенко с жалобой на хамское поведение электросамокатчиков, с которым ей пришлось столкнуться во время прогулки на пр. Культуры недалеко от Советского парка.
Наезд на пенсионерку
Традиционный моцион для 68-летней пенсионерки закончился в травматологии. Виной тому – удар электросамокатом, который, наехав со спины, буквально сбил женщину с ног. От боли и шока Татьяна Ивановна сразу даже не поняла, что произошло. Из носа текла кровь, одна рука не шевелилась.
Перед женщиной стояла плачущая девочка-подросток, которая была в не меньшем испуге, чем пострадавшая. Юная омичка стала виновницей происшествия. Надо отметить, что она каталась на самокате не одна, а в компании двух женщин и ещё одного ребёнка. Заметив произошедшее, взрослые, забрав девочку с собой, поспешили ретироваться с места происшествия, проигнорировав просьбу пенсионерки помочь ей подняться и вызвать «скорую». Помощь пострадавшей оказал случайный прохожий.
В ходе медобследования врачи диагностировали пострадавшей переломы руки и носа, а также ушибы ног и головы.
«Обратилась с заявлением в полицию. Меня больше всего возмущает поступок женщин, которые находились с девочкой, сбившей меня с ног. Они просто скрылись, не узнав, в каком я состоянии, нужна ли мне помощь. Какой пример подают детям? Учат равнодушию и вседозволенности», - говорит Татьяна Матвиенко.
В пресс-службе УГИБДД УМВД России по Омской области пояснили, что во данному инциденту ведётся проверка: «Был отправлен запрос в Whoosh (сервис проката электросамокатов. - Ред.), ответ получили, водителя установили. Им оказалась 11-летняя девочка. В настоящее время устанавливается вред, причинённый здоровью пострадавшей. Так как ребёнок не достиг возраста привлечения к административной ответственности, в последующем будет вынесено постановление о прекращении административного делопроизводства, после чего пострадавшая сможет обратиться в суд в частном порядке за возмещением причиненного ущерба».
ДТП «без лица»
Подобный случай далеко не единственный. Практически еженедельно в сводке дорожных происшествий мелькают самокатчики. Чего только с ними не случается! Они попадают под колёса автомобилей, сбивают пешеходов, сталкиваются с велосипедистами, въезжают в столбы, переворачиваются.
«Практически все такие ДТП «без лица», в большинстве по ним оформлены розыскные материалы. Особенно те, что касаются наездов на пешеходов. Самокатчики с места ДТП уезжают, и найти их потом очень сложно. Это относится и к такой распространённой ситуации, когда расплачивается за аренду средства индивидуальной мобильности (СИМ) один человек, а едет другой. В частности, это практикуется среди молодёжи», - рассказывает начальник отделения ПБДД УГИБДД УМВД России по Омской области Наталья Бобылева.
Среди обращений в правоохранительные службы омичей, недовольных культурой поведения любителей электросамокатов, львиную долю занимают жалобы на скорость СИМ. В ПДД прописано, что она не должен превышать 25 км/ч. Но все ли соблюдают эти требования, остаётся большим вопросом, ответ на который не всегда могут дать даже стражи правопорядка.
«Если на электросамокатах, которые передаются в аренду, можно повлиять на эту скорость, установив ограничители, то в техническое устройство СИМ, находящихся в собственности граждан, которые, как правило, более мощные, сложно внести какие-то корректировки, - поясняет Наталья Бобылева. - Отсутствие государственного регистрационного знака не позволяет измерить скорость с помощью камер фото- и видеофиксации. В техническом паспорте транспортного средства она может быть указана одна, а по факту быть другой. Этот нюанс сегодня пытаются отрегулировать на законодательном уровне».
Ещё один пункт электросамокатного хаоса – парковка. Средства индивидуальной мобильности арендаторы часто оставляют там, где пожелают. Их можно встретить посреди пешеходных дорожек, в остановочных павильонах и даже в лесопосадках в черте города. Скоро этот беспредел закончится.
Мэрия совместно с сервисом проката готовят документ, определяющий места парковки самокатов. После его принятия за брошенный где попало транспорт начнут штрафовать. Для рядовых омичей сумма административного наказания составит до 2 тыс. руб., должностным и юридическим лицам за неправильную парковку придётся заплатить до 7 тыс. руб. и 20 тыс. руб. соответственно. Повторное же нарушение грозит штрафом до 100 тыс. руб.
До травм довезёт
С начала 2023 года в Омской области зарегистрировано 35 ДТП с участием электросамокатов. Все они с пострадавшими. С начала лета в отделениях БСМП № 1 побывало более 50 омичей, травмированных в ДТП с участием средств индивидуальной мобильности.
«Чаще всего у пострадавших диагностируют сотрясение головного мозга. Среднетяжёлой травмой считается ушиб мозга, при нём возможны кровоизлияния с тяжёлыми последствиями. Чтобы этого не произошло, пациентов госпитализируем и наблюдаем за течением болезни, - говорит заведующий отделением нейрохирургии регионального сосудистого центра БСМП№ 1 Ярослав Шестериков.
Однако омичей печальная статистика не пугает: за руль электросамокатов встают все желающие, многие выезжают на многолюдные территории, даже не опробовав езду на закрытой территории. Мало кто соблюдает возрастной ценз. За рулём часто встречаются несовершеннолетние. За них рассчитываются старшие приятели или взрослые родственники, не задумываясь, к чему может привести такая «забота».